Юный техник 1973-06, страница 34

Юный техник 1973-06, страница 34

«...В последний раз, в его день рождения, 7 января 1936 года, после домашнего концерта, за чашкой чаю Александр Петрович живо вспоминал любимых композиторов, больших артистов, их арии, образы героев пьес, давал тонкий анализ их исполнения, нан психолог, как музыкальный критик, и поражал всех разносторонностью и глубиной своих знаний; всем нам казалось, что не геолог, не президент Академии наук, а маститый маэстро, великий дирижер или артист говорит с нами...»

Профессор В. И. Крыжановский

Дмитрия Ивановича Менделеева — с периодическим законом и периодической таблицей химических элементов, то не всякий сможет назвать пять научных подвигов Карпинского, каждого из которых хватило бы для бессмертия.

Для того чтобы расцвела наука о Земле, Александру Петровичу понадобилось 50 лет неустанного труда. Ежедневно он трудился у конторки (любил писать стоя!) или за письменным столом не менее 16 часов: 10 часов в день посвящал чтению, 6 часов писал и работал у микроскопа. В его квартире громоздились десятки тысяч книг, разложенных в «беспорядочном порядке». Сам облик Карпинского — потертый, но

солидный темный костюм на невысокой полной фигуре, длинные волосы, пухлые руки с тонкими ногтями — был настолько академичен, что трудно было поверить, как легок на подъем этот «кабинетный» русский интеллигент.

Трудно подсчитать, сколько тысяч верст исходил на своем веку Александр Петрович. Двадцать лет подряд он каждое лето выезжал в геологические экспедиции, заменяя каникулярный профессорский отдых кропотливым трудом геолога-разведчика, особенно тяжелым в его время, когда «штатские» ученые не имели даже палаток (такая «роскошь» была. только у военных!) и ночевали на голой земле, когда самоотверженные подвижники русской геологической науки путешествовали, как правило, за счет своих скудных сбережений. Карпинский неутомимо исследовал Урал, ездил по Украине, Поволжью и Северному Кавказу, накапливая факты, метко названные Иваном Петровичем Павловым «воздухом истинного ученого». Нелегко доставался Александру Петровичу этот «воздух», но он никогда не жаловался на тяготы геологоразведочных будней.

Старшая дочь Карпинского, Е. А. Толмачева, писала: «...Александр Петрович экскурсировал по Уралу обычно в сопровождении какого-нибудь рабочего для технической помощи. Всю физическую работу они делили пополам, оба одинаково работали лопатой и молотком. По приходе на ночлег рабочий, устав физически, засыпал до утра, а Александр Петрович, несмотря на физическую усталость, садился записывать сделанные за день наблюдения. Александр Петрович любил приводить эти факты как пример того, насколько легче выполнять любую работу при наличии интереса и любви к своему делу...»

На основании многократно проверенных и научно осмысленных фактов выросли основные идеи

32