Юный техник 1973-07, страница 34

Юный техник 1973-07, страница 34

...Тихий провинциальный городок сразу приглянулся тополиными аллеями, величественным собором, памятником Ермаку.

Политехнический институт выглядел достаточно солидным заведением. Сравнительно неплохо оборудованные лаборатории (в первую мировую войну сюда переехал институт из Варшавы вместе со всем оборудованием), несколько сильных профессоров, библиотека с иностранными книгами и журналами, главным образом на английском и немецком языках.

Многие студенты лишь недавно сняли красноармейские шинели, отвыкли держать ручку и карандаш. После университетов гражданской войны трудно было сразу привыкнуть к институтским аудиториям.

Комсомол и Осоавиахим еще не бросили клич: «Молодежь — в авиацию!», но и без того самолеты вызывали восторг и удивление. Для начала студенты пробовали создавать самодельные конструкции.

Вспоминает один из близких друзей Миля М. А. Захаров.:

— Я учился вначале на металлурга и с завистью смотрел на будущих самолетчиков. И вот однажды представилась возможность познакомиться с ними поближе, принять участие в совместной работе. А строили мы аэросани собственной конструкции. Снега зимой в Новочеркасске выпадало немного, он быстро таял. Нас это не смущало, и аэросани лихо носились по улицам, удивляя и пугая жителей.

Тут и произошло мое знакомство с Милем. Среднего роста, худощавый, с серо-голубыми добрыми, доверчивыми глазами, стриженный под машинку — комсомольская этика, — выглядел он совсем юным. Мы подружились. Миша стал организатором авиамодельного кружка. В городе квартировала авиабригада, имевшая неплохие мастерские. Мы из

готавливали там нужные детали. В осоавиахимовском кружке активно работали школьники, студенты, бойцы авиабригады. Мишу, одного из самых молодых, слушались: моделист он был с опытом, мы же зеленые новички. Возникавшие идеи он иллюстрировал рисунками, убедительными и доходчивыми.

Несколько летающих моделей кружковцы показали на краевых соревнованиях и получили призы.

Вскоре на базе аэродинамического отделения, а затем факультета организовался авиационный институт. Общепризнанной главой его стал профессор В. И. Лев-ков, страстно увлеченный авиацией, умевший заразить этой увлеченностью остальных. Кроме того, особым уважением пользовался профессор Д. Н. Горячев.

Читая иностранные журналы, Михаил особо заинтересовался автожирами. Любопытные аппараты! У них были и крылья, и ротор с лопастями. Винт раскручивался от набегающего потока воздуха, создавая подъемную силу. Поступательное движение, как на самолете, обеспечивал пропеллер.

По сравнению с самолетами качества автожиров казались выигрышными. В самом деле, без большого пробега самолет не взлетит и не сядет, при потере скорости может свалиться в штопор. Другое дело автожир: летая на нем, можно варьировать скорости, и разбег у него значительно меньше.

Один из иностранных журналов опубликовал подробное описание автожира испанского конструктора Сиерва. Захаров показал статью Милю. Михаил Леонтьевич восхищался:

— Шутка ли, Сиерва преодолел расстояние между Парижем и Лондоном, совершил облет старушки Англии!

Пробовали строить автожиры и у нас. В один из приездов в Москву Милю посчастливилось

32