Юный техник 1973-11, страница 6

Юный техник 1973-11, страница 6

кости на цилиндр, которым прижали стекло и который я принял за груз, чтобы стекло не сдвинулось. Капли запрыгали, будто попали на раскаленную сковородку.

— Нет, он совсем не горячий. Прикоснитесь пальцем.

Я попробовал и почувствовал, что цилиндр мелко-мелко дрожит..

— Вот это «дрожание» и есть работа станка. Цилиндр — инструмент, заменяющий в станке резцы и фрезы. В нижней части цилиндра выгравирован рисунок, который переводится сейчас на стекло. Он может быть любой сложности. Верх цилиндра закреплен в станине станка, и на него передаются ультразвуковые колебания. В шкафах, что рядом со станком, генератор ультразвуковых колебаний, выпрямитель, реле. Амплитуда колебаний цилиндра несколько микрон. Черная жидкость, которая льется на стекло, — вода, в которую добавлен абразивный порошок. Он очень тверд. Обычно это карбид бора, который по твердости приближается к алмазу. Когда жидкость затекает под инструмент, он передает ей свои колебания, и крупинки абразива начинают двигаться вверх-вниз. При этом они, словно маленькие молоточки, бьют о стекло и выбивают из него крохотные частички. Каждая частичка очень мала, но ведь их миллионы. Чем ближе к стеклу выступ на рисунке-матрице, тем сильнее удары «молоточка». В стекле выбивается выемка. И наоборот: если на матрице выемка, расстояние до стекла больше, энергия ультразвука в жидкости гасится, «молоточек» бьет слабее. На стекле появляется выступ.

Пока мы разговаривали, стрелка на приборе сделала два полных оборота. Манин выключил станок, снял стеклянную пластинку, сполоснул ее. Я увидел на ней как бы впечатанный узор рисунка, который был в торце цилиндра.

— В стекле профиль инструмента. Я показал вам, как обрабатывается стекло. Станок может «гравировать» и камни, и алмазы, и керамику. Но основная его работа — изготовление инструментов из твердых сплавов. Вот эти непривлекательные «железки» в витрине — матрицы штампов и волоки для получения профильного проката. Сделаны они из твердого сплава, из того же карбида бора, который идет на абразивный порошок. Твердый сплав всем хорош, кроме одного — очень уж трудно его обрабатывать. Обычно твердосплавный инструмент делают так. Порошок карбида бора прессуют в мощных прессах, а потом помещают в печь. В печи он спекается и получается готовое изделие. Но, как ни старайся, точно размеры будущего изделия соблюсти не удастся. Остывая, оно сжимается и слегка коробится. Поэтому всегда инструмент изготавливают с припуском — дают лишний миллиметр. Вроде бы величина небольшая. А чтобы снять этот припуск, довести деталь до заданного размера, нужны порою месяцы. Да, целые месяцы квалифицированные рабочие вручную доводят инструмент. Если за смену удается снять в каком-то месте «десятку», десятую долю миллиметра, это уже хорошо. Ведь сплав недаром называют твердым. А станок- справляется с этой работой за считанные часы.

Но при обработке твердых сплавов в нем работает не один ультразвук. Впервые в мире в нашем станке объединены два метода обработки — ультразвуковой и электрохимический. Электрохимический метод основан на всем известном гальваническом процессе. К инструменту и детали подводят напряжение. Между ними возникает ток. Металл детали начинает растворяться. Растворение это также зависит от формы инструмента. Но для этого необходим элек-

4