Юный техник 1974-02, страница 13

Юный техник 1974-02, страница 13

143 видов гельминтов, начиная от одноклеточных и кончая паразитическими рачками.

Так проходит два года. А когда настает время обобщить собранные факты и сделать выводы, то оказывается, что лишь шесть гельминтов пригодны для роли «меченых атомов». Гельминтов шесть, а стад нерки много больше. Значит, индикатор неточен, возможны совпадения? Неужели вся работа, пусть даже очень интересная и важная для гельминтолога, была проделана зря?

«А если выяснить процент заражения стада нерки и исходить из этого?» — думает Коновалов. Опять неудача.

Наконец Станислав решает остановиться на другом — интенсивности заражения. Чтобы выяснить интенсивность, надо узнать количество гельминтов в данной особи рыб.

Все начинается сначала. Исследование интенсивности идет с привлечением методов высшей математики. Наконец Станиславу удается выявить и зти «меченые атомы» природы. Но, увы, не для каждого стада, как он предполагал.

Новое чаще всего приходит с «неожиданной» стороны. Как Магеллан — его ждали с запада, а он появился с востока. Так случилось и в работе Станислава Коновалова. Молодой гельминтолог сумел использовать в своей работе массу знаний, на первый взгляд и не связанных с его непосредственным делом.

Все ихтиологи знают, что по чешуе можно определить возраст рыбы, подобно тому как по кругам на срезе дерева узнают, сколько лет оно прожило. Так и Коновалов сумел прочитать в таинственных знаках на чешуе рыб много нового: интенсивность роста рыбы, количество пищи в том или ином году. В руках Станислава эти иероглифы расширили свой чисто биологический смысл, как бы приобрели значение гео

графической карты. «Если интенсивность роста видна на чешуе, значит, рыба из разных водоемов тоже будет отличаться по ширине колец», — решает он. Так письмена на чешуе рыб — «меченые атомы» — гельминты позволили молодому исследователю выйти из, казалось бы, безвыходного положения.

Родился совершенно новый в науке метод распознавания локальных стад нерки, метод, предложенный советским ученым Станиславом Коноваловым. Этот метод возник на стыке гельминтологии и ихтиологии. Он дает возможность узнавать не только место, где родилось стадо нерки и куда пойдет на нерест, но и подсказывает, где рациональнее ловить рыбу, за счет каких стад увеличить улов, не боясь нарушить воспроизводство этой ценной, вкусной породы лососевых. Высокую оценку работе Станислава дали американские и канадские ученые, его труд переведен на английский язык.

Основной материал собирался в экспедициях за годы работы на Камчатке. Но для систематизации материала, научных выводов Станиславу Коновалову нужна была значительно более серьезная подготовка, чем вуз. И... он едет в Ленинград, поступать в аспирантуру, от которой раньше так упорно отказывался.

Защитив кандидатскую диссертацию, Станислав снова уезжает на Дальний Восток, чтобы продолжить работу над избранной проблемой.

...Теперь он директор Тихоокеанского научно-исследовательско-го института рыбного хозяйства и океанографии. Во Владивостоке мне в шутку говорили, что у нового директора среди бездны достоинств есть один серьезный недостаток — молодость. Но этот единственный «недостаток» (увы!) проходит со временем...

В. БЕЛЕЦКАЯ

11