Юный техник 1974-07, страница 12

Юный техник 1974-07, страница 12

В мои студенческие годы еще нужно было убеждать в том, что развитие науки неразрывно связано с требованиями практической жизни, экономики. Теперь никто в этом не сомневается.

Еще в 30-х годах наука была уделом немногих. Сейчас наукой, научными исследованиями занимаются сотни тысяч, миллионы людей. Наука много дает обществу, но и от общества многого требует. Американцы говорят: налогоплательщик хочет знать, за что он платит. Науку питает общество. Часть средств, которые могли бы идти на быт, на комфорт, на обеспечение сиюминутного благополучия, общество тратит на науку и, конечно, требует от ученых, тратящих эти деньги, отчета, куда все это пошло.

Но если наука XIX века была познанием окружающего мира и в подавляющем большинстве случаев исследователь изучал то, что существует и без него, то сейчас исследования идут все больше и больше по пути отыскания и создания новых условий, новых форм существования материи. Скажем, глубокой теоретической задачей в физике твердого тела является создание сверхпроводников, работающих при высоких температурах, создание состояний вещества, каких в природе нет.

Есть отрасли, про которые говорится, что не ждите при вашей жизни из них практического выхода. Например, физика высоких энергий, стоящая безумно дорого. Это фундаментальная наука, ее надо оплачивать, развивать, хотя практического выхода в обозримом будущем не предвидится. А есть такой раздел, как, например, термоядерная проблема, которая родила фундаментальный раздел науки — физику горячей плазмы, учение об устойчивости и неустойчивости ее. Исследования стоят тоже очень дорого, но успешный результат сулит большой практический выход.

Масштабы исследований в физике огромны. Сейчас все большее значение приобретают рациональные методы работы, которые принадлежат уже не руководителю, а целой стране, а подчас начинают принадлежать эпохе. Чтобы так работать, как сейчас приходится, надо собирать массу знаний, надо жить рациональной и собранной жизнью.

Для постановки и решения новой задачи ученый должен работать в коллективе на самом дорогом оборудовании, с которым не под силу управляться одному, он должен знать глубоко и исчерпывающе возможности современной экспериментальной техники. Значит, нужно убедить, увлечь целые коллективы людей разных профессий, надо стать руководителем идеи. Именно в наше время сформировался новый тип творца науки — ученый-организатор.

Каждый исследователь в физике сейчас пользуется трудом большего или меньшего коллектива. Теперь редкое исключение эксперименты, которые можно было бы поставить в одиночку или вдвоем, как Роуланд, который со своим механиком делал решетки и затем открывал дифракционные спектры.

В то же время никакие коллективы не могут заменить талантливого ученого. В науке самое страшное — серая масса собравшихся посредственностей.

Коллективы, в которых нет ярких выдающихся людей, могут растрачивать огромные средства без большого выхода и большой пользы. И наоборот, яркий человек может решить большие проб-блемы сравнительно малыми силами.

Этому много примеров и в недавнем прошлом науки, и в ее настоящем.

Когда возникает задача и находится сильный руководитель, умеющий глубоко мыслить, обобщать, к нему собираются люди,

9