Юный техник 1974-07, страница 13

Юный техник 1974-07, страница 13

которых он увлекает за собой. И это дает наибольший научный выход. Например, Резерфорд и Кавендишская лаборатория. Лаборатория была широко известна и до того, как проблема изучения атомного ядра привела туда Ре-зерфорда. Резерфорд собрал вокруг себя талантливых людей-экспериментаторов, вместе с ним искавших решение тайн атомного ядра,.и достиг блестящих результатов. Или Копенгагенская школа Нильса Бора, куда съехались люди со всего мира работать с ним над важнейшими проблемами современной физики.

К яркому человеку идут яркие люди — это тоже закон. Он увлекает необычностью или грандиозностью проблемы, которой и сам отдается полностью.

Таким был Игорь Васильевич Курчатов.

Молодой Курчатов еще в 20-х годах пришел к замечательному физику А. Ф. Иоффе. Он сразу получил возможность работать так, как требовал его талант, порыв, огромная энергия.

Стиль работы Курчатова в корне отличался от стиля работы самого Иоффе по своему темпераменту. Но в коллективе физтеха действовал принцип, привитый Иоффе, — отдаваться науке целиком и полностью, и все стороны жизни подчинять научному творчеству.

Наука требует величайшей честности от человека в его мыслях и его поступках. Ибо никакой предвзятостью, никакими попытками представить желаемое за действительное никогда в науке нельзя достигнуть успеха. Должен быть научный анализ, беспощадно требовательный к тому, чтобы никогда стройную картину, построенную на догадке, не выдать за действительность, пока она всесторонне не проверена стройной логикой, основанной на толковании экспериментальных фактов. Строгость мышления,

честность мышления, бескомпромиссность высказываний и формулировок, безусловно, обязательное условие школы любого ученого. Таким был Курчатов, такова его школа.

Это, наверное, важнейшая сторона любого научного исследования. Наука и успехи людей, исследующих и открывающих новое, открывающих законы природы и подчиняющих законы природы себе, отражаются на облике человека в целом, на всем его ' моральном облике, на всей его гражданской деятельности. Человек не может быть безупречно честен в науке, если он двуличен и лжив в жизни. Игорю Васильевичу Курчатову сотрудники верили полностью и как ученому, и как глубоко принципиальному, честнейшему, мужественному человеку, потому что знали: если он говорит «да», то это да, а если «нет», то это нет.

Для Курчатова важно было достижение цели, решение задачи. Его ближайший друг Кирилл Дмитриевич Синельников говорил иначе: «Не так важно, достигнута цель или нет, — меня увлекает процесс исследования». Вот вам разница: у одного важнейшим является результат, а для другого не так важны результаты, а важны красивые построения, изящные эксперименты, увлекательный процесс, хотя оба вышли из физико-технического института.

У тех, кто работал с Курчатовым, в большинстве случаев и в отчетах, и выводах вы найдете, может быть, меньше описания самого процесса, но набор фактов и логика приводят к тому, что бесспорно устанавливается научный вывод.

Еще пример. Правда, пока еще не столь крупного масштаба. У меня в отделе работает яркий человек, Валерий Чуянов, недавно получивший премию Ленинского комсомола вместе с Владимиром Арсениным. Школа, уни

10