Юный техник 1974-10, страница 7

Юный техник 1974-10, страница 7

Та ли это тропа!

Создавая все более крупные установки, физики установили счастливую закономерность: произведение пт растет с увеличением размеров установок. Рекордные параметры плазмы достигнуты в нашей стране в Институте атомной энергии имени И. В. Курчатова. Здесь на «токамаках» произведение пт = 1012. Казплось бы, вот она, нащупана наконец тропиночка, ведущая в страну энергетического изобилия: стоит соорудить реактор размером с многоэтажный дом, и в нем автоматически (конечно, с соответствующим нагревом, удержанием и т. п.) выполняется условие пт = 10", ^начнется самоподдерживающийся термоядерный синтез.

Наперед скажем, что ученые-термоядерщики в этом направлении и собираются двигаться. Но двигаться осторожно. Да, пт с увеличением линейных размеров установок пока растет. Но сколько уже раз эта своенравная, капризная, привередливая плазма в реальных условиях опыта опрокидывала «надежные» расчеты теоретиков. Вот почему и сегодня, честно признают физики, нет стопроцентной уверенности, что выявленная на существующем поколении «токамаков» закономерность должна обязательно распространяться и на будущие реакторы-гиганты. И если их построить, а экстраполяция эта окажется действительно несостоятельной, будут потеряны время и, конечно, деньги, большие деньги. Уже хотя бы потому, что на такие установки идут самые прочные, жаростойкие, ультрачистые и т. п. материалы. Все «самое-самое». Именно об этом говорил в «ЮТе» №6 1974 года академик Анатолий Петрович Александров, директор Института атомной энергии имени И. В. Курчатова.

Сознавая в этом смысле свою высокую ответственность, взвесив

меру финансового риска, специалисты решили строить не сразу крупный промышленный термоядерный реактор, а экспериментальный. Заметьте, мы говорим теперь не «установка», а «реактор». Тем самым подразумевая, что в таком сооружении (весьма крупном, как видно 'из рис. 1) начнется наконец долгожданная реакция, при которой энергия, выделяемая плазмой, достигнет той же (или несколько большей) величины, что потребовалась на розжиг термоядерной топки.

Как видим, полезная мощность экспериментального реактора будет около нуля. Но так и планируется. Главное здесь — продемонстрировать принципиальную возможность осуществления управляемой реакции термоядерного синтеза. И если такая демонстрация удастся (а ученые планируют ее на 1982 год), тогда можно будет строить первые образцы промышленных реакторов, которые станут сердцевиной термоядерных электростанций.

На заключительном заседании недавнего совещания инженеров и физиков в Ленинграде было сказано, что Институт атомной энергии имени Курчатова, Научно-исследовательский институт электрофизической аппаратуры имени Ефремова приступили к разработке проекта экспериментального термоядерного реактора на основе «токамака» (ЭТРТ). Начаты работы над проектами других термоядерных реакторов.

Вот оно, начало нового этапа в решении «проблемы века»1 Мы расскажем о двух проектах, обсужденных на совещании. Более перспективным из них считается сегодня

ЭТР на основе «токамака»

Все познается в сравнении — истина тривиальная, но оттого не мепее мудрая. Автору думается, что принцип «вот чего нужно до

5