Юный техник 1975-07, страница 57

Юный техник 1975-07, страница 57

города Невельска пожаловался, что у него под рукой нет подходящего молотка (редакция надеется, что Андрей пошутил, и не относит этот ответ на счет составителей задачи), а упомянутый уже тов. Мошлевский призывает не забывать при решении III закон Ньютона и не бить по электрону слишком сильно. Он же ответил и на третью задачу. «Все увеличить в два раза нельзя, — пишет он, — так как объем при этом все равно увеличится в 8 раз». Логично. Благодарим вас за внимание и предлагаем новое задание «по-физтеховски». Итак:

1. Пять, четыре, три, два, один... Продолжить последовательность.

2. Дана окружность. Пользуясь только линейкой, определить ее длину.

3. Каким должно быть расстояние между штрихами дифракционной решетки, чтобы в щели не прошел ни один фотон?

Желаем успеха!

троны в ионосфере, а эти электронные колебания можно научиться регистрировать с помощью специальной радиоизмерительной аппаратуры. Радиопередатчик посылает в ионосферу постоянный сигнал, сигнал отражается от нее как от зеркала и принимается на земле. Любое искажение сигнала будет говорить о том, что в ионосфере возбуждены какие-то колебания. И по виду искажения можно судить, что вызвало перераспределение электронов в верхних слоях атмосферы: вспышка на солнце, магнитная буря, извержение вулкана или цунами. О цунами, таким образом,, можно с достоверностью узнать заранее, когда волна еще только формируется далеко в океане.

В. БЕЛЫЙ, кандидат физико-математических наук

' ^ i

i * /

ДРУКИ

Имя Пита Хэйна широко известно не только на его родине. Нечасто в наше время в одном человеке уживаются поэт, художник, архитектор и инженер-изобретатель. Наибольшую славу принесли Хэйну его груки — короткие стихи, название которым он. дал сам и которые он иплю-стрирует собственными рисунками. Хэй>гаачал писать груки ао время нацистской оккупации Дании. Вскоре его стихи становятся своеобразным оружием сопротивления: оставаясь вне понимания немцев, не улавливавших словесной игры датчанина, они говорили сортечественникам о том, что их действительно волновало. Отец кибернетики Норберт Винер, по-читатель таланта Хэйна, осо^ен-йно выделял эту черту: «Его сти-хи следует читать на двух уровнях —I внешнем и более глубоком. И. в том и в другом случае они вызывают у меня восхищение». Когда Пит Хэйн работал в знаменитом Копенгагенском институте физики, Нильс Бор , избрал именно его своим партнером по «интеллектуальному пинг-понгу». Это не удивительно: хэйновски^к груки, впрессованные в несколько строк острые афоризмы, красноречиво свидетельствуют об остроумии их автора. Многие строчки Хэйна стали поговорками. Это дало основание одному из критиков для такого афоризма: «Блестящий оратор — это человек, способный произнести хорошую речь, ни разу не процитировав Пита Хэйна». Сегодня мы предлагаем вашему вниманию груки Пита Хэйна в переводе московского физика Г. НЕДРОВА.

55

i