Юный техник 1976-04, страница 5

Юный техник 1976-04, страница 5

Статья, к чтению которой вы приступаете, рассказывает о рождении новой отрасли науки — планетологии, иными словами — планетной геологии. Геология в нашем сознании — наука столь земная (не только «гео» тому причиной), что невольно видится человек с рюкзаком за плечами, в сапогах и с геологическим молотком в руке. Вот он делает скол и внимательно рассматривает минерал под лупой...

Стремление все пощупать своими руками и делает геолога таким по'земному домашним. А тут — космос!

Пришло ли время инопланетных геологических экспедиций!!

И все же. Рука геолога уже держит первые лунные образцы, доставленные на Землю лунными экспедициями. В его распоряжении подробные панорамы поверхностей Марса, Меркурия, Венеры, переданные по каналам космической связи со станций-автоматов.

Нет, новая наука рождается в самое время. У нее есть точка опоры.

Будничным голосом лектор продолжал: «Итак, Меркурий... На планете светлый материк раздроблен опущенными темными впадинами...» Аудитория деловито шелестела бумагой. Шла очередная лекция по планетологии.

Уже написан и читается первый курс новой науки. В Государственный педагогический институт имени В. И. Ленина его приходят слушать не астрономы, а представители самых земных профессий: геологи, геофизики, географы.

...Новое научное направление родилось сначала под названием «астрогеология». Произошло это в 1955 году на небольшом собрании, организованном Всесоюзным географическим обществом. Тогда с докладами выступило всего пять ученых, в основном геологов.

«Астро» в сложном слове означает «звездный», и поэтому «астрогеологию» следует понимать как «звездную геологию». Однако более точным по смыслу было бы: «геология со звезд». Ведь речь идет совсем не о звездах,

Дорогу, устремленную в космос, художник образно «выстлал» известными ныне изображениями поверхностей планет: Луны (1), Венеры (2), Марса (3), Меркурия

а, напротив, о сугубо земных делах — об устройстве Земли, изучаемой не на Земле, а издалека, из космоса.

Таков был естественный ход мысли исследователей. Они захотели наконец освободиться от тисков прежних представлений.

Мы привыкли рассматривать земной шар как самостоятельное планетное тело, развивающееся по своим внутренним законам. В недрах Земли действуют могучие силы. Они воздвигают горы, устраивают извержения вулканов и землетрясения, разбивают земную кору разломами, создают залежи руд... Одним словом, Земля живет сама по себе, подчиняясь своему уставу.

Не напоминает ли это своеобразную Птолемееву систему? «Земля — центр Вселенной», — учил Птолемей... Геологов учили: источник сил, преобразующих Землю, ее облик и внутреннее строение, в ней самой.

Наиболее прозорливые ученые, правда, пытались напомнить о космическом месте Земли, о том, что космические силы воздействуют на нашу планету так же, как и на ее соседей, что эти силы велики и в состоянии играть Землей словно мячиком. Но это были робкие попытки. Требовалось время, чтобы геологи обрели и признали своих Коперников.

3