Юный техник 1976-12, страница 6

Юный техник 1976-12, страница 6

Весной 1918 года Владимир Ильич Ленин выдвинул задачу создания новых индустриальных районов на востоке нашей огромной страны. По его предложению начал разрабатываться проект строительства Урало-Кузнецкого комбината, где УЗТМ — Уральскому заводу тяжелого машиностроения — отводилась роль главной базы комбината растущей индустрии страны. Кроме того, поставляя машины советской промышленности, «Уралмаш» вместе с другими заводами должен был освободить страну от ввоза их извне.

И сегодня, в преддверии года, когда вся страна будет отмечать шестидесятилетие Великой Октябрьской социалистической революции, смело можно сказать, что «Уралмаш» выдержал испытание временем, выдержал испытание на международный класс работы.

Каждый день из Свердловска уходят эшелоны с буровыми установками на Украину и в Среднюю Азию, экскаваторы в Закавказье и Западную Сибирь, оборудование для цехов термической обработки рельсов в Нижний Тагил, сотни вагонов прокатного оборудования в Болгарию, валки холодной прокатки в Румынию. Экскаваторы и буровые в ГДР, Индию, Алжир, Турцию... И на всех марка УЗТМ — Уральский завод тяжелого машиностроения имени Серго Орджоникидзе.

Выступая с высокой трибуны XXV съезда КПСС, тов. Я. П. Рябов в то время первый секретарь Свердловского обкома КПСС, говорил «Средний Урал дает много из того, что необходимо нашей стране. Вместе с тем продукция свердловчан экспортируется почти в 80 стран мира».

Сегодня, ребята, мы побываем на «Уралмаше», где познакомимся с машиной, какой нет равных в Европе, — шагающим экскаватором ЭИМ00/100 О нем вам расскажет Борис Иванович Сатовский, лауреат Государственных премий главный конструктор отдела горнорудного машиностроения.

Наверное, у каждого человека бывает случай, который коренным образом влияет на выбор будущей специальности. Моя судьба не исключение. Впервые я увидел экскаватор более сорока лет назад на строительстве оросительных систем на Кубани. Это была американская машина. Двигатель у нее был паровой. А это значит, что были и топка, и котел, и тендер с углем. Она произвела на меня, деревенского подростка, сильное впечатление. Несколько десятков землекопов, трудившихся в поте лица лопатами и кирками, .не могли угнаться за всегда окутанной облаками пара машиной. И я решил во что бы то ни стало научиться управлять экскаватором. Вначале устроился подручным. С тряпкой в руках протирал рабочие узлы, очищая грязь и смазывая детали, я вскоре разо

брался в устройстве экскаватора. Потом работал помощником машиниста. Наконец, наступил момент, когда впервые пришлось сесть в кабину. Вскоре после начала смены машинист почувствовал себя плохо и предложил занять его место. Даже сейчас помню, как задрожали у меня руки, как я задержал дыхание, когда брался за рычаги. Неуверенно набрал полный ковш, повернул стрелу и ссыпал Землю на краю котлована. Получилось! Ура! Вот когда я впервые почувствовал свою силу, свою власть над машиной.

Теперь тот экскаватор кажется чуть ли не ископаемой древностью по сравнению с машинами, которые делаются на «Уралмаше» сегодня.

Наша последняя модель — шагающий экскаватор Э111-100/100

4