Юный техник 1977-05, страница 6

Юный техник 1977-05, страница 6

ЭКСКУРСИЯ ПО ЗАВОДУ

Я был на «Запорожстали», на Магнитогорском металлургическом комбинате. Там — сполохи огня, искры. Огромные конверторы, мартены. Огненные реки жидкого металла.

На «Электростали» ничего подобного не увидел. Небольшие цехи. И крошечные, по сравнению с конверторами Магнитки, сталеплавильные печи. Рабочий объем их — всего несколько десятков ведер, всего несколько тонн жидкого металла. Вначале мне показалось, что по своим масштабам, по количеству выплавляемого металла «Электросталь» вряд ли стоит сравнивать с гигантами нашей тяжелой индуст рии Продукция подмосковного завода ценна не количеством.

— Дело в том, что многим сталь представляется как сплав, состоящий из железа и углерода — начал объяснять мне известный на всю страну сталевар Анатолий Романович Коротенькое, делегат XXV съезда. — Мы же плавим такие марки стали, которые включают чуть ли не половину таблицы Д. И. Менделеева. Непростое это дело — варить такой металл, ковать его, превращать на станах в тонкий блестящий лист или гибкую проволоку. Продукция завода — в ответственных изделиях: в турбинах электростанций и цветных телевизорах, точных приборах и самых совершенных машинах.

Анатолий Романович с подручными хлопочет у печи. Ни минуты спокойствия Сравнивая бригаду Коротенькова с другими, я, признаться, не находил в их работе особой разницы. Тогда почему же именно она побеждает в соревнованиях, почему на каждой плавке дает сверхплановую продукцию?

— Приведу пример, — ответил Коротенькое. — Одну из марок стали приходилось плавить около четырех часов из-за того, что анализ вольфрама в заводской химической лаборатории требовал слишком много времени. Мы попросили разрешения плавить, не ожидая результатов из лаборатории. Ошибиться мы, конечно, не имели права Здесь требовался не только опыт, а тонкий расчет, знание свойств каждого присадочного элемента. Когда варится сталь, в нее добавляются, как я уже говорил, порой десятки элементов. Чтобы их процентное содержание было вполне определенным, нужно знать, в какой момент тот или иной элемент добавлять в печь. Ведь расплавленные металлы угорают, испаряются, а значит, содержание их в сплаве падает. Или вот другая опасность. Связана она с добавками тугоплавких металлов. Не промешаешь металл в печи так, чтобы вольфрам расплавился полностью, в одной части слитка его окажется больше, чем в другой.

Но плавка прошла успешно и закончилась на целый час раньше Казалось бы, ну что дает сэкономленный час всему заводу. Электропечь должна в сутки давать 42,1 тонны стали Это по плану А вот бригаде удалось получить на 600 килограммов больше. 600 килограммов — много это или мало? Оказывается, что из дополнительных килограммов можно изготовить тысячи резцов или фрез, километры пружинной проволоки, сотни клапанов для «Жигулей».

Но стране нужна сталь не только для инструментов, пружин и клапанов. Нужны сплавы, надежно работающие в космическом вакууме, при высоких давлениях и температурах, в условиях облучения электронами, нейтронами, протонами. И вот электростальцы

4