Юный техник 1978-01, страница 83

Юный техник 1978-01, страница 83

случае токи через обмотки 1 и 2 реле Р1 и Р2 будут одинаковы. Здесь в действие вступают обмотки 3 обоих реле. На обе обмочки, соединенные параллелоно, подается напряжение от отделоною источника тока (выпрямитель на диодах Д'.—Д4). «Плюс» подключен к началу обмоток 3. Величина тока, проходящего через обмотки, равна 0,03А (меньше, чем разность двух токов, соответ• ствующих двум последовательным числам). Таким образом, в случае равенства чисел первого и второго игроков противоположно направленные магнитные потоки, создаваемые в обмотках 1 и 2 реле

Р1 и Р2, взаимно компенсируются; магнитные потоки токов, проходящих через обмотки 3 обоих реле, удерживают якоря реле у правого контакта.

При нажатии кнонки КнЗ («Результат») и срабатывании реле РЗ замыкается цепь питания лампы JI13, которая подсвечивает табло «Ничья».

Чтобы начать новую партию игры, необходимо на короткое время выключись и затем снова включить сетевой выключатель.

Настройка автомата сводится к подбору указанных величин суммарных токов ламп и резисторов, а также величины тока (при помощи резистора R11), притекающего через ебмотки 3-реле Р1 и Р2,

В автомате применены дьигате-ли типа ДСД-60. Реле PI, Р2 — РПС-7 (паспорт РС4.521.334Сп); РЗ — типа РЭС-9 (паспорт РС4.524.201); Р4 — типа РЭС-22 (паспорт РФ4,500.131). Кнопки Кч1 и Кн2 — типа К1; КнЗ — самодельная, набрана из контактов вел е. Сердечник трансформатора набран из пластин Ш32, пакет 20 мм. Обмотка I состой? из 1220 витков провода ПЭЛ-0,51; обмотка II — 20 витков провода ПЭЛ-0,51; обмотка III — 49 витков провода ПЭЛ-0,51; обмотка IV — 150 витков ПЭЛ-0,31. Диоды типа Д226Б. Выключатель В1 — однополюсный тумблер.

Б. ИГОШЕВ, ассистент кафедоы обще-физики Свердловского педагогического института

Помимо игры, для которой непосредственна предназначен автомат, он позволяет проиллюстрировать некоторые любопытные результаты теории вероятностей. Вот несколько игр-опытов.

1. Всем известна простая игра в чет-нечет: одни заж 1мает в кулаке несколько мелких предметов, например л> ~овиц, или записывает какое-нибудь число, а другой пытается угадать, четное оно или нет. Доказано, что в э-ой игре

79

Scarred: Leonid Karelin (holligan@mail.ru)