Юный техник 1978-07, страница 80► ным явлением. В тихий солнечный, но морозный день на снегу появились проталины, они увеличивались по ходу движения Солнца, появлялись вначале на границе между светом и тенью от куста малины с сохранившимися листьями. Это явление можно воспроизвести при такой же погоде в тени от веток дерева, густого кустарника, сети и т. д. В тени же от сплошной преграды ничего похожего наблюдать не удается. Очевидно, на границах тени и света возникает концентрация светового потока. И хотя она не столь сильна, как в фокусе собирающей линзы, и ее нельзя четко разглядеть из-за ослепительного блеска весеннего снега, но для начала таяния в безветренную погоду этого достаточно. Можно предположить, что, кроме основного потока, на снег падает поток, рассеянный от листвы и ветвей (рис. 14|, создавая при этом дополнительную освещенность. Играет определенную роль и дифракция света в узких щелях и отверстиях преграды. Вероятно, здесь будет полезно и еще одно наблюдение, имеющее отношение к живописи. Существует два способа изображения Солнца. Первый (рис. 15) известен с древнейших времен. Другой (рис. 16) появился у импрессионистов. По-видимому, его первым применил "Винсент Ван-Гог. Оба способа в талантливых руках равноправны. Но почему же Ван-Гог изображает серию спирально расположенных дуг вокруг Солнца! Может быть, это просто формальный прием! Взгляните на Солнце зимой сквозь гущу голых ветвей дерева, и вы увидите Солнце Ван-Гога. Ветви дерева, несмотря на кажущийся хаос, располагаются спиралеподобными слоями. Отсюда и спиральная картина вокруг Солнца. А. и А. ВАСИЛЬЕВЫ Рисунки В. СКУМПЭ Фото Н. ЛОБОВА 77 |