Юный техник 1979-03, страница 83

Юный техник 1979-03, страница 83

большое расстояние, наклоните скальпель примерно под углом 45° н, углубив, ведите параллельно контурам рисунка. При этом от гипсовой плиты должна отделяться стружка, имеющая форму трехгранной прнзмы. Закончив подрезку, осторожно выберите фон вокруг орнаментальных элементов. Затем фон аккуратно выровняйте, следя за тем, чтобы все элементы орнамента выступали на одинаковую высоту над фоном. Границей фона должен быть нижний слой гипса. Работая режущими инструментами, довольно легко почувствовать эту границу, поскольку нижний затвердевший слой по сравнению с верхним режется с большим трудом. В некоторых случаях на этом этапе работа над рельефом заканчивается. Такой простой рельеф с плоской поверхностью выступающих элементов называется у ганчкоров замнн-кор . Но этот вид резьбы встречается крайне редко, н замнн-кор в большинстве случаев служит лишь промежуточной стадией в работе над рельефом.

Приемы дальнейшей разделки узора узбекские мастера называют пардозамн. Обычно выполнением этих технических приемов заканчивается работа над любым рельефом. Из них можно выделить четыре самых характерных: лула-пардоз, пах-пардоз, чока-пардоз н табака-пардоз.

Скруглив скальпелем острые ребра выступающих элементов так, что в сечении каждый из них будет иметь полуовал, вы практически используете прием, называемый лула-пардозом. Резные орнаменты, выполненные в этой технике, обычно отличаются мягкостью формы.

С помощью технического приема пах-пардоз создают рельеф с более четкими формами. Каждый выступающий элемент у такого рельефа приобретает в середине заостренную выпуклую

форму, образованную двумя гранями срезов.

Один из наиболее распространенных приемов — чока-пардоз. Прн выполнении этого приема углубляется середина каждого элемента. Два встречных среза, пересекаясь в середине, образуют четкую грань. Одновременно заостряются края выступающих элементов орнамента. Выполненный в этой технике рельеф отличается четкостью и контрастностью светотеневых отношений.

Прием табака-пардоз изобретен и впервые применен на практике бухарскими ганчкора-ми в XIX веке. Его применяют в основном прн разделке всевозможных розеток и бутонов. Косыми срезами подрезается каждый лепесток так, что в сечении получается пилообразный профиль. Выполненный в этой технике рельеф отличается пышностью рисунка и создает впечатление многоплановости.

Но обычно мастера не ограничиваются применением одного только приема в работе над рельефной композицией. Они умело сочетают все эти прнемы. Порой трудно определить, где кончается один прием н начинается другой, настолько органично сливаются они в каждой работе. Противопоставляя световые и пластические эффекты разных приемов, настоящие мастера узбекского резного ганча создают композиции, поражающие зрителя живым разнообразием, всегда отличающим произведения настоящего высокого искусства.

Г. ФЕДОТОВ Рисунки автора

80

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Одно ребро выступает

Близкие к этой страницы