Юный техник 1979-11, страница 32

Юный техник 1979-11, страница 32

ся ученого связаны знаменитая экспедиция на «Челюскине», организация первой научной экспедиции «Северный полюс-1» во главе с И. Д. Папаниным. О. Ю. Шмидт стоял у истоков начала широких исследований в Арктике. Он и теперь будет продолжать их — помните, как у Маяковского: «...воплотиться в пароходы, в строчки и в другие долгие дела...»

Когда-то немногочисленные океанографические корабли были универсальными. Но чем больше человеку надо было знать об океанах и морях, тем уже становилась специализация кораблей науки. Появились суда, специально предназначенные для магнитных наблюдений, — например, единственная в мире немагнитная шхуна «Заря». Появились метеорологические суда, суда для геофизических исследований. «Дмитрий Менделеев», «Академик Королев», «Космонавт Юрий Гагарин» — вот имена советских на-учно-исследовательских судов разных «специальностей». Теперь к ним добавился «Отто Шмидт». Судно, непохожее ни на один из десятков советских кораблей науки, ни на один из океанографических кораблей других стран.

Редкое из научно-исследовательских судов поднималось когда-либо в высокие широты. Слишком тяжелы там условия плавания. А необходимость исследований во льдах возрастает. Ведь, несмотря на обширные научные данные, полученные дрейфующими станциями «Северный полюс», в Арктике есть огромные малоисследованные пока области — они недоступны для дрейфующих станций, маршруты которых во многом случайны. Не до конца еще изучены, например, зоны сжатия, сплочения льдов, а так важно знать, какие процессы происходят при этом. Важно ученым знать н то, какие физико-химические процессы происходят на границе ледового припая и чистой воды.

Значит... Значит, необходимо особое научно-исследовательское судно, которому не страшны были бы скопления льдов, которое могло бы проложить себе путь по любому маршруту, выбранному учеными.

Вот таким кораблем и становится «Отто Шмндт», недавно построенный в Ленинграде Адмиралтейским судостроительным объединением, старейшим судостроительным заводом страны, которому исполняется в этом году 275 лет. Маршрут его первой экспедиции к Шпицбергену, а затем в Баренцево море.

...Полтора десятка ступеней вниз по крутому, узкому трапу, и мы оказались в комнате... с колодцем. На колодец очень похожа шахта в палубе.

— Вряд ли вы на каком-то другом научном корабле увидите вот такое устройство. Это гидрологическая шахта для спуска приборов под воду, — сказал начальник экспедиции.

Вниз, через несколько «этажей» корабля, уходил длинный вертикальный туннель.

— Такое приспособление необходимо научно-исследовательскому ледоколу. Представьте, корабль дрейфует вместе со льдами... Для приборов не надо рубить проруби. Отсюда, из этого теплого помещения, можно опустить в воду и датчики температур, и приборы для физико-химических исследований, и телекамеры для подводных и подледных наблюдений...

Многое из того, чем оснастили «Отто Шмидт» ленинградские корабелы, ново, уникально. Вот, например, на носу специальное выдвижное устройство. Оно позволит во время плавания нести аппаратуру перед кораблем на расстоянии до восьми метров от его массивного стального корпуса. Дело в том, что многие измерения, скажем, магнитные, искажаются, если прибор установлен на палубе.

Да и обычное, «традиционное» научное оборудование, какое ис

30