Юный техник 1980-01, страница 14

Юный техник 1980-01, страница 14

— Конечно, можно вообразить и такую необычную ситуацию. А разве не удивительно другое — всего несколько десятилетий назад люди, исходив всю сушу и океаны, представляли себе лик Земли, размещение на ней материков и морей. Теперь мы знаем, что континенты изменяют свою конфигурацию. Мало того, обрабатывая колоссальное количество наблюдений, мы с достаточной точностью можем рассчитать, где многие миллионы лет назад находилась та или иная часть земной поверхности.

Эти и многие другие открытия свидетельствуют о бурной жизни нашей планеты. Множество ее важнейших особенностей скрыто в тонких деталях, для их изучения теперь появились новые возможности, благодаря развитию техники наблюдения и обработки геофизических данных.

Сейчас, к примеру, почти не говорят о Земле «в среднем» — все внимание уделено неодно-родностям ее строения. Земная кора сложена из огромных кусков горной породы, различных по своим свойствам. Горная порода сложна и многофазна — помимо твердого вещества, она содержит жидкости и газы. Поэтому, когда земную кору «шевелят» мощные глубинные процессы, происходящие в мантии Земли, в горной породе возникают многие явления различной физико-химической природы: раскрываются и схлопываются микротрещины, меняются прочностные свойства, возникают электрические заряды, излучаются электромагнитные волны и так далее. Важно, что многие из этих процессов неустойчивы — под влиянием внешних воздействий они могут менять направление своего течения. Яркий пример этого — процесс подготовки землетрясения.

Недавно в нашем институте разработана физическая модель землетрясения. При ее создании

мы исходили из общих законов разрушения структурно-неоднородного вещества. (См. подробнее «ИФЗчМодель землетрясения». — Примеч. ред.) Исследователи в лаборатории наблюдали за разрушением модельных образцов и изучали явления, ему сопутствующие. Особое внимание уделялось росту микротрещин, их накоплению и взаимодействию...

— Извините, Михаил Александрович, получается, что образование гигантских сейсмических разрывов протяженностью в сотни километров, пересекающих практически всю толщу земной коры, можно исследовать в лаборатории!

— Вывод кажется удивительным, парадоксальным, но он, по-видимому, верен. Когда ученые сопоставили лабораторные наблюдения с теми, что замечаются при землетрясениях, обнаружилось, что они весьма схожи. И в лаборатории и в природе разрыву предшествует довольно длительный период растрескивания, которое в заключительный момент подобно неудержимой лавине. Модель дала объяснения и многим прежде непонятным эффектам изменения электропроводности и магнитных свойств горных пород перед землетрясением. Эти явления очень важны ~ они краткосрочные предвестники подземной катастрофы. Учет их очень помог нам предсказать два землетрясения средней силы в Таджикистане.

Вёрно и другое — даже самая лучшая модель не заменит полевых наблюдений. Скажем, конструктор, строя модель, всегда понимает, что невозможно по ней предвидеть все тонкости работы настоящей машины. Выявят их только испытания натурного образца. У геофизиков положение много сложнее. Им известны сотни разнообразнейших предвестников подземной бури — от особенностей в поведении животных

12