Юный техник 1980-01, страница 15

Юный техник 1980-01, страница 15

до тонких физических и химических эффектов. Но нет среди них ни одного, который стопроцентно гарантирует правильность предсказания! Некоторые из них могут обмануть исследователей, появляясь безотносительно к грозному явлению, а некоторые могут обнаруживаться не всегда, не перед каждым землетрясением. Как тут быть?.. Однако справедливо и то, что землетрясений вообще без предвестников не бывает. Поэтому, наблюдая их большое число и в возможно большем количестве пунктов, мы всегда сможем обнаружить приближение этих опаснейших из проявлений сил природы. Делу поможет и выявление наиболее опасных районов, обеспечение их широкой системой наблюдения и оперативной обработки данных о различных предвестниках.

Но этого мало. Предположим, у вас есть все для постройки машины. Вы ничего не сделаете, пока не будете твердо знать устройство машины, для чего она предназначена. Легко запутаться и в океане геофизических данных, если не имеешь достаточно точного физического представления о происходящем в очаге землетрясения, о теоретической модели очага.

Подготовку землетрясения я привел как пример неустойчивого процесса. Но подобные процессы распространены в природе очень широко, пытливый человек легко отыщет их в самых разных областях. Подсказкой тут может послужить одно их общее свойство: даже самыми малыми воздействиями можно изменить их направление или характер развития. Эффект такого изменения называют по-разному — эффект курка, последней капли, триггерный эффект в электронике и тому подобное. Смысл же его один — малым действием высвободить сколь угодно большую энергию. Здесь есть над чем подумать геофизикам. И выводы, к которым они

приходят, неожиданны, даже парадоксальны. Огромность энергии внутриземных процессов должна, казалось бы, полностью гарантировать их от влияния любых сторонних вмешательств. Мощь сильных землетрясений несравнима даже с ядерными взрывами. Но как же тогда быть с эффектом курка, свойственным неустойчивости?

Еще недавно мы более чем скептически относились, например, к идеям о возможности влияния на земные процессы космических факторов, солнечной энергии. Мы полагали: ничтожные добавки, вносимые космосом в огромные энергии, которые накапливаются в очаге землетрясения, не могут никак повлиять на развитие сейсмической катастрофы.

Теперь мы уже не сомневаемся, что землетрясение определенным образом воздействует на ионосферу. Сейсмический удар рождает акустические волны, те достигают околоземной области — ионосферы, где сосредоточены электрически заряженные частицы, и возбуждают в ней волны магнитогидродинамические. Такая цепочка взаимодействий теперь доказанный факт. Но ведь она способна выстраиваться и в противоположном направлении. Резкий порыв солнечного ветра — потока заряженных частиц от Солнца — возбуждает в ионосфере магнитогидродинамические волны, которые, в свою очередь, переходят в атмосферные волны малой амплитуды, устремляющиеся к поверхности Земли. Влияние этих волн, действующих на огромной площади, на неустойчивое равновесие сейсмического очага в тот момент, когда землетрясение вот-вот произойдет, едва ли возможно сейчас отрицать категорически.

Так же несомненно влияние космических факторов — конфигурации планет солнечной системы, положения ее самой относительно центра галактики и так да

13