Юный техник 1981-10, страница 66Последовательность работы над рельефом: 1 — подрезание кожи с изнанки; 2 — перевод контуров на лицевую сторону; 3 — заполнение углублений лепной массой; 4 — выдавливание рельефа стекой; 5 — проработка деталей и окончательная отделка рельефа. удалите лепную массу. Чтобы рельеф сохранил свою форму, его необходимо закрепить. Низкий рельеф с обратной стороны нужно покрыть несколько раз густым столярным клеем или нит-роклеем для кожи. Чтобы столярный клей при высыхании не трескался, а был достаточно эластичным, в него нужно добавить несколько капель глицерина. Если же рельеф высокий, его углубления с обратной стороны заполните массой, состоящей из крахмального клейстера, смешанного с опилками. Мелкие, просеянные через сито опилки тщательно перемешайте с клейстером, пока не получите массу с консистенцией замазки. Деревянной стекой заполните массой все углубления рельефа и хорошо просушите. Чтобы зрительно .подчеркнуть высокий рельеф, фон вокруг него можно пуансировать или 'протравить. Декоративный эффект пуанси-рования строится на противопоставлении зернистой фактуры фона и гладких поверхностей рельефа. Постукивая легким молотком по пуансону, оформите фактуру фона. Можно обойтись -и без пуансонов, точечную фактуру фона легко оформить копировальной иглой. При пуансировАии и накалывании кожу необходимо слегка смачивать водой. Декоративный эффект протравливания обусловлен разными цветами фона и рельефа. Протравливая фон раствором железного купороса, получают серый или черный цвет, а раствором поташа или кальцинированной соды — красно-коричневый. Кальциниро- 62 |