Юный техник 1982-01, страница 65туру, то есть то место, где будут съемки. И начинаются репетиции, во время которых мы отрабатываем и шлифуем технически и актерски исполнение трюков. Каскадера можно назвать трюковым актером, а актер не имеет права сфальшивить и обязан уметь правильно и точно передать состояние своего персонажа в движении, в «мимике» тела. Для этого у нас есть свои изобразительные средства с .помощью которых мы стремимся художественно воплотить вполне конкретную идею филыма. Главная цель, которую мы преследуем в трюковом действии, — это раскрыть характер героя, показать жизненную правду происходящего. Вот почему я считаю, что каскадер не просто исполнитель трюка, но и его постановщик и актер. — Мы давно наблюдаем за вашими тренировками. Здесь все же много общего со спортом. Разве вы не согласны? — задал еще один вопрос Юра. — И спортсмен и каскадер должны иметь хорошую общефизическую подготовку. Для того чтобы хорошо владеть своим телом, мы занимаемся «грязной» акробатикой, прыгаем на батут , отрабатываем падения, точнее, правильное приземление; для «киношных» драк занимаемся боксом, каратэ, разными видами борьбы, фехтованием. Из всех этих видов спорта мы берем лишь нужные нам элементы, которые приспосабливаем для ситуаций, возникающих на экране. В кино все эти элементы теряют свою спортивность, ибо главное в трюковой сцене — это показать жизненную правду в движении. На экране падения, драки должны выглядеть не так, мак в спорте, а так, как это может быть в жизни. Похожесть есть, но нашу работу уже не назовешь спортом. Далеко не каждый спортсмен может стать каскадером. Претендент в каскадеры должен обладать особыми психическими и физическими способностями, разумным чувством риска и холодной, трезвой головой. Через нашу группу каскадерской подготовки при Одесской киностудии прошло около 250 человек не только из Одессы, но и из других городов страны. Среди них были мастера спорта и даже мастера спорта международного класса, в общем разные люди. А осталось всего восемь человек. Причем из них только три мастера спорта в прошлом, а трое не имеют даже первого разряда. Теперь вы понимаете, как сложна, трудна работа каскадера, как она нужна и важна нашему кино, и зрителю, и, конечно, вам, ребята. Каскадерокий труд в кино — это наши раздумья и огорчения, наша гордость и наша радость. От осознания того, что мы, каскадеры, вносим свою лепту в развитие советского киноискусства, испытываем истинное удовлетворение. Каскадер и постановщик трюков, кандидат философских наук Владимир ЖАРИКОВ Рисунки И. МАКСИМОВА 61 |