Юный техник 1982-01, страница 64эта разработка была проделана задолго до съемок. Немало хлопот доставила нам и «клешня». Вместе с художником— постановщиком фильма мы разработали конструкцию «клешни», которую затем по нашим чертежам изготовили на заводе. В каждом фильме приходится решать технические задачи, и здесь нам очень помогают знания, полученные в институтах, университетах. Подавляющее большинство каскадеров имеют высшее образование или являются студентами вузов. Вот почему нам под силу решать любые технические и художественные задачи, связанные с исполнением кинотрюков. Работа каскадера в фильме начинается со сценария, задолго до съемок. Режиссер предлагает нам работу в своем фильме, беседует с нами, рассказывает о том, что важно для него в будущем фильме и как бы он хотел решить в художественном и зрелищном плане ту или иную трюковую сцену. Мы внимательно читаем сценарий и выбираем трюковые сцены. Как правило, они не описаны тодробно, а лишь обозначены лаконичными фразами. Например, «началась рукопашная схватка», «мчалась конница, строчил пулемет, падали люди, кони», «люди валились с приставных лестниц и стен крепости, пронзенные стрелами...» и т. п. Мы в мельчайших подробностях в нескольких вариантах разрабатываем каждый трюк и трюковую сцену в целом. Затем начинаем думать над тем, как это сделать, чтобы несколько слов, записанных в сценарии, воплотить на экране, создать живую и достоверную картину. На этапе подготовки к трюковым съемкам тоже очень много работы. Продумываем разные варианты страховки, придумываем и конструируем технические приспособления для трюковых эффектов. Но вот подготовительная работа закончена, и мы представляем нашу разработку трюковых сцен на суд творческой группы, куда .входят режиссер, оператор и художник. После кропотливого обсуждения утверждаются наиболее интересные варианты трюков и начинается их «привязка» на натуре, или, как говорят киношники, едем осваивать на- |