Юный техник 1982-08, страница 65

Юный техник 1982-08, страница 65

Природа неистощима в своих «технических» находках, помогающих живым существам наилучшим образом приспособиться к среде обитания.

Изобретатели давно пытаются создать аппарат, летающий как птица но сталкиваются с непреодолимыми трудностями. Слепое копирование крыла птицы нй к чему не приводит — аппарат с человеком пока не взлетает. Сегодняшний наш разговор посвящен птицам — изучению механики их полета.

& "ч

вич Жуковский укреплял крылья на спине и мчал на велосипеде, чтобы понять, как работает крыло...

— Все это так, — ответил Николай Валентинович. — Только вот парадокс: человек взлетел в небо совсем не так, как птица, а с помощью жесткого, неподвижного крыла и вращающегося пропеллера. Для такого полета и создал свою теорию Жуковский. От нее берут начало сложнейшие современные, методы аэродинамического расчета самолетов, вертолетов.

— И что же, до сих пор нет до конца разработанной теории машущего крыла, потому что авиация избрала другой путь?

— Не спешите судить строго энтузиастов-конструкторов, — говорит Кокшайский, — разобраться в патентах живой природы чаще всего непросто. Живую птицу или летучую мышь не об-

Люди разных профессий в разных странах н в разное время пытались осуществить романтическую мечту — взлететь на крыльях подобно птицам. Есть среди них и наши соотечественники... На рисунке слева изображен

проект махолета офицера Инженерной академии Д. А. Ордовско-го-Танаевского. Сделан проект еще Ъ 1881 году. Но и сегодня романтиков не оставляет эта мечта, хотя вывод ученых становится все более категоричным: опираясь только на силу мускулов, вряд ли эту мечту удастся осуществить.

клеишь датчиками, не заставишь летать с ними в аэродинамической трубе. Поэтому и судить о законах, о теории полета живых махолетов приходится по косвенным признакам. Один из них — след воздушных вихрей, остающийся за летящей птицей.

И тут мне вспомнилась статья «Эффект машущего крыла», опубликованная в «ЮТ» № 2 за 1974 год. В ней говорилось, что ■обтекание воздухом птичьего крыла вовсе не напоминает обтекание крыла самолета, толкаемого вперед пропеллером. Член-корреспондент АН СССР В. В. Голубев еще в 1942 году теоретически доказал, что за машущим крылом образуется вихревая дорожка. Направление вращения этих вихрей таково, что они сообщают добавочную скорость в сторону, противоположную движению. Поэтому птица летит, как бы подталкиваемая воздушными вихрями. Крыло ей вовсе не опора, как у самолета, а генератор самих вихрей.

Но то, что теоретически доказал Голубев, требовалось еще подтвердить на практике. Нужно было придумать такую аппаратуру, чтобы воздушные вихри стали видимыми если не человеческому глазу, то хотя бы чувствительной фотопленке. Но как это сделать? Н. Кокшайский вместе с инженером В. Петровским придумали простое решение: на пути перелетов зяблика стали распылять облако из древесной и

61