Юный техник 1985-01, страница 44

Юный техник 1985-01, страница 44

продавцы, товарищи Корнейчука, одеты в аккуратные строгие костюмы, все при галстуках.

Но по одежде, конечно, только встречают. А дальше и начинается то посредничество между товарами и людьми, о котором говорил Корнейчук. Глядя на то, как обслуживал покупателей Николай Сергеевич, я подумала, что, пожалуй, он скрыл от меня одно качество, определяющее продавца экстра-класса: он должен быть самым настоящим психологом. К каждому покупателю у Корнейчука был совершенно особый подход, для каждого — особые слова и особый тон. Потом он по моей просьбе вспомнил всех, кто подходил к нему в тот вечер, и объяснил, почему с каждым разговаривал именно так, а не иначе. Вот к нему подошел хорошо одетый мужчина в очках, со строгим, даже хмурым лицом. С ним Николай Сергеевич поступил просто и аккуратно: протянул стопку описаний разных телевизоров. («Я сразу понял: он разбирается в электронике или, во всяком случае, считает, что разбирается, и разубедить его нельзя. Так что пусть сам посмотрит схемы и выберет то, что считает нужным».) Вот подошел молодой жизнерадостный парень и завел с продавцами какой-то сложный радиотехнический разговор. Видно было, что он тут не впервые. Корнейчук встретил его приветливо, но довольно быстро прервал беседу и занялся другим покупателем. («Этот парень ничего покупать не собирается, в магазин приходит просто так, из спортивного интереса, людей посмотреть и себя, вернее свои знания, показать.

Так что время на него тратить жалко, но и ссориться с ним нельзя: он завсегдатай, к тому же очень общительный и тоже считает себя знатоком. Если я не дам ему разрядиться на мне, он начнет обрабатывать покупателей, отвлекать их от того, за чем они пришли...»)

Ну, и наконец, к женщине, растерянно стоявшей у колонны, Корнейчук подошел сам: ему стало ясно, что она очень хочет купить телевизор, но сама никогда не решится на покупку.

— Николай Сергеевич, считаете ли вы, что покупатель всегда прав?

— По-человечески, конечно, нет. Все мы живые люди и можем быть неправы, это одинаково касается и покупателей, и продавцов. Но с профессиональной точки зрения продавца — да, пожалуй, всегда прав покупатель. Даже если я восемь часов отстоял на ногах в самом шумном и многолюдном магазине Москвы, а покупатель только что вернулся из отпуска, все равно он вправе требовать от меня вежливости, такта, терпения, внимания. Ведь эти качества, которыми, кстати, многие покупатели не обладают, для меня являются профессиональными, без них я просто не продавец. Но это не значит, что покупателю, в свою очередь, не следует постараться мне помочь, пойти навстречу. Ведь, кроме покупателей, никто не может помочь продавцам справиться со своей ролью. Недаром пишут: «Покупатели и продавцы, будьте взаимно вежливы!» Это вовсе не формальные словеса, а непременное условие хорошей, качественной торговли.

42