Юный техник 1985-02, страница 78

Юный техник 1985-02, страница 78

стотными и низкочастотными компонентами речи, когда затухание на низких частотах значительно.

Итак, для чего нужны корректоры, ясно. Перейдем к практике. На рисунке 1 изображена схема простого частотного корректора, который может обеспечить регулирование частотной характеристики в пределах ±15—20 дБ. (Данная схема используется как регулятор тембра в высококачественных усилителях низкой частоты.)

Коррекция характеристики осуществляется потенциометрами R4 и R6, которые в совокупности с резисторами R5, R7, R8 и конденсаторами С2, СЗ, С4, С5 представляют собой частотно зависимые делители напряжения. При верхнем по схеме положении движков потенциометров R4 и R6 происходит подъем верхних и низких частей характеристики, при нижнем — их спад.

Вместо транзистора МП39 можно использовать МП13, МП16 или МП42. Для регулировки низких и высоких частот используются переменные резисторы СП-I-A или СП-Н-А.

ВЧ

ВЫХОД

Для компенсации падения напряжения в корректоре широкое распространение получили корректирующие устройства, содержащие два усилительных каскада, между которыми установлены цепи регулировки. На рисунке 2 приведена схема корректора подобного типа. Его параметры таковы: сопротивление нагрузки — 3 кОм; входное сопротивление — 47 кОм; максимальный уровень выходного сигнала — 1,3 В; уровень входного сигнала — 50— 100 мВ.

Для стереозаписи понадобятся два идентичных корректора со спаренными переменными резисторами (рис. 3).

В последние годы при звуковоспроизведении и звукозаписи применяются многополосные регуляторы тембра, или, как их еще называют, эквалайзеры. Они позволяют осуществлять частотную коррекцию селективно, в нескольких полосах частотного диапазона. Применение такого регулятора при перезаписи позволяет в некоторой мере скорректировать искажения, вносимые магнитной лентой, грампластинкой, магнитной головкой (звукоснимателем) или усилителем воспроизведения магнитофона (предварительным усилителем-корректором проигрывателя). Эквалайзер позволяет изменять окраску тембра при воспроизведении с учетом акустических особенностей помещения. Например, в небольших помещениях заметно громче звучат составляющие фонограммы частотой 80— 200 Гц, а составляющие частотой 30—40 Гц оказываются ослабленными.

С помощью эквалайзера можно скорректировать звучание фонограммы даже не очень высокого качества. В результате магнитофон второго или третьего класса начинает звучать как высококлассный аппарат.

Принципиальная схема многополосного корректора (эквалайзера) на один канал приведена на