Юный техник 1985-02, страница 81торого показана на рисунке 6, состоит из двух двойных Т-образных заградительных фильтров. Первый фильтр (элементы R1 — R3, С1 — СЗ) настроен на частоту около 50 Гц и подавляет наведенные -сигналы переменного тока от сети питания, а также наводки, вызванные вибрацией электродвигателя проигрывателя. Подавление поверхностных шумов пластинки осуществляется вторым фильтром (элементы R4 — R6, С4 — С6), настроенным на частоту 5—7 кГц. Потенциометр R6 позволяет менять ширину полосы подавляемых частот. Если шум пластинки незначителен, то фильтр можно отключить выключателем BI. Фильтр, схема которого приведена на рисунке 7, содержит одно звено, его затухание достигает 40 дБ на 5 кГц и до 20 дБ на 7 кГц. Он эффективно подавляет высокочастотные шумы пластинок и фонограмм при перезаписи. Этот фильтр целесообразно использовать, когда проигрыватель не создает помех в виде низкочастотного рокота и нет фона 50 Гц, наводимого в цепи звукоснимателя. В противном случае пользуются первым. И тот и другой фильтры подключают при перезаписи к выходу «Звукосниматель» магнитофона. Если уровень записи мал, то фильтры можно подключить ко входу «Микрофон», имеющему большую чувствительность. Фильтры могут применяться и при записи с эфира через радиоприемник или телевизор для подавления фона переменного тока, высокочастотных шумов. Преимущество пассивных фильтров: они очень просты в сборке и ие требуют регулировки и настройки. Не следует думать, что единственное назначение корректоров и фильтров — исправление дефектов фонограммы. Эти приборы также позволяют получать различные звуковые эффекты. Так, например, с помощью фильтров, собранных на элементах RC, можно получить в записи «телефонный разговор», «звучание радиопередачи», «голос, доносящийся издалека» и другие эффекты, широко применяемые при озвучивании кинофильмов и звуковом оформлении школьных спектаклей. Для их создания достаточно определенным образом сузить фильтрами частотный диапазон звуковых сигналов. Например, чтобы получить звучание телефонного разговора, нужно «обрезать» высшие и низшие частоты, оставив лишь интервал от 300 до 3000 Гц. «Радиопередача» получится, если оставить одни высокие частоты, срезав низкие. Если же поступить наоборот — получится «голос диктора на вокзале». Словом, экспериментируя с приборами частотной коррекции, можно получить любой театральный звуковой эффект, и даже самый придирчивый слушатель не заметит «подвоха». Ю. КОЗЮРЕНКО, инженер ЛИТЕРАТУРА: 1. Зыков Н. Многополосные регуляторы тембра. — Радио, 1978, N° 4. 2. Стародуб Д. Блок регуляторов тембра высококачественного усилителя НЧ. — Радио, 1974, N° 5. 3. К р е д и н С. Приставки — регуляторы тембра. — В помощь радиолюбителю, 1980, № 69. 77 |