Юный техник 1985-10, страница 12

Юный техник 1985-10, страница 12

i;:

дышать

солнце

Солнечный голос... Необычное сочетание слов не правда ли! Все мы привыкли к понятиям «солнечный свет», «солнечные лучи», словом, к тому, что нашу звезду можно видеть. Но что ее можно еще и слышать...

Гипотезу о существовании солнечного голоса выдвинул горьковский ученый-астроном, труды которого хорошо известны у нас в стране и за рубежом, профессор Владимир Вячеславович Радзиевский. Больше того, он даже предсказывает, как будет звучать солнечный голос: в нем можно услышать и грохот ураганов, и завывание бурь, и мерный рокот морского прибоя, и причудливое сочетание иных, доселе неведомых нам звуков. А будучи расшифрован, этот голос, возможно, откроет немало тайн нашей звезды.

Как родилась необычная идея слушать Солнце? Владимир Вячеславович, отвечая на этот вопрос, говорит, что случилось не столь уж редкое в науке явление, когда ищут одно, а находят совсем другое. Но история его идеи — это не только пример необыкновенных, неожиданных поворотов в увлекательном научном поиске, это еще и образец упорного следования логике поиска, умения до

водить начатое до логического конца.

Радзиевский изучал, как влияет световое давление на движение небесных тел. Для этого ему было необходимо отыскать возможно более точный способ измерить давление света. Точности, достигаемой в классическом опыте П. Н. Лебедева, было недостаточно. Тем не менее начать рассказ лучше всего, вспомнив, что такое световое давление и как был проведен опыт Лебедева, в ходе которого впервые было доказано существование этого давления и измерена его величина.

В стеклянном сосуде в вакууме на тонкой нити знаменитый физик подвешивал карданный подвес с двумя легонькими «мушиными крылышками» (см. рис.). Так ученый назвал тончайшие металлические листочки диаметром около 5 мм. Одно из таких крылышек было посеребренным, другое — зачерненным. Через систему линз на них направляли свет мощной электрической дуги. А дальше происходило следующее: зачерненная поверхность свет поглощала, от посеребренной же фотоны отражались, отскакивали, придавая тем самым этому крылышку дополнительный импульс. В результате подвес с крылышками закручивался.

10