Юный техник 1987-04, страница 44

Юный техник 1987-04, страница 44

предсердий — составить прогноз достижений атлета или его неудач...

Все это хорошо, но как и чем на практике измерить желудочки, предсердие, миокард? Сердце надежно спрятано под кожей, грудной клеткой, мышцами — с линейкой к нему не подберешься, штангенциркулем не замеришь. Использовать рентген?

— В нем нет необходимости,— заверила доцент кафедры спортивной медицины Московского областного государственного института физкультуры, доктор медицинских наук Галина Елиазаровна Кулагина.— Мы предлагаем принципиально новый метод оценки размеров отдельных структур сердца: ультразвуковую эхокардиогра-фию.

Вы знаете, что ультразвук отражается " на границе сред разной плотности. Это свойство и использовали ученые.

...Датчик сигарообразной формы, соединенный с прибором, преобразующим электрические сигналы в ультразвуковые, устанавливают на грудной клетке испытуемого — напротив сердца. Правда, установить его — большое искусство. Природа, создавая человека, на ультразвуковые исследования не рассчитывала: почти все сердце спереди прикрыто легким. Свободным остается лишь маленький участок размером с пятикопеечную монетку — между ребрами слева от грудины. Так что сначала надо его найти. Лишь затем можно поставить датчик и включить прибор. Пучок ультразвука направлен на сердце, зондирует его и, отразившись от преграды, воз

вращается обратно. Прощупал миокард — вернулся. Измерил желудочки, предсердие — и обратно. Тот же датчик, что преобразовал электрические импульсы в ультразвук, теперь превращает ультразвук снова в электрические импульсы, которые попадают затем на осциллограф.

На экране осциллографа установлена координатная сетка, так что картинка на нем в реальном масштабе отражает величину объекта, вставшего на пути ультразвукового потока. А чтобы зафиксировать ее, перед осциллографом установлен фотоаппарат. Пришел очередной сигнал — щелкнул затвор. Проявили пленки, отпечатали снимки — вот оно, сердце.

Галина Елиазаровна показала мне несколько фотографий. На черном фоне — замысловатые белые линии, отдаленно напоминающие графики, которые строят на уроках математики: что-то от параболы, что-то от синусоиды. По краям снимка координатные сетки.

— На этой фотографии — ультразвуковой портрет миокарда. Здесь мы снимали желудочки. Вот предсердие, аорта. Все как на ладони.

Да, действительно, видны все детали сердца. Только достаточно ли этого? Согласитесь: у боксера одни нагрузки, у лыжника или хоккеиста совсем другие. Нельзя же всех спортсменов— под одну гребенку!

Нельзя. Поэтому на кафедре спортивной медицины МОГИФКа под руководством ее заведующей, профессора

Н. Д. Грачевской изучили закономерности изменения структур сердца у представителей

42