Юный техник 1987-04, страница 43

Юный техник 1987-04, страница 43

риканец Чарлз Хефферсон и итальянец Дорандо Пиетри. Остальные далеко позади...

Хефферсон неожиданно падает. Врач, подбежавший к спортсмену, заключает: явный упадок сил, но Хефферсон не соглашается сойти с трассы и находит силы продолжать бег. Узнав о падении соперника, бежавшего до сих пор впереди, Пиетри делает рывок и на 41-м километре — до финиша рукой подать! — выходит вперед. Но слишком много сил он потратил, и, когда остается семьдесят метров до финиша, зрители видят Пиетри лежащим на гаревой дорожке. Все? Нет, он тоже поднимается!

До финиша пятнадцать метров. Сзади, совсем рядом, еще один соперник, американец Джонни Хэйс. Шум стадиона. Пиетри не выдерживает, он снова на земле...

Почему же один спортсмен побеждает, а остальные не добегают, не допрыгивают, не добрасывают? В чем здесь причина? Конечно, важны точный расчет, психологический настрой, но прежде всего важны физические данные спортсмена. Причем далеко не только те, что можно оценить на глазок или привычными средствами.

Еще в конце прошлого века биологи, зоологи заметили, что у диких животных сердце гораздо больше, чем у домашних того же вида. Например, сердце зайца заметно превышает по размерам сердце кролика. У домашней утки оно меньше, чем у дикой. Объяснение было вполне очевидным: диким животным пища достается труднее, нежели домашним. Зерна и проса в кормушку им никто

не насыплет, травы не накосит. Приходится добывать самим. А раз так — значит, постоянно в движении, постоянно физические нагрузки. Сердце работает активнее, постепенно набирая вес.

Логично предположить, что и у спортсменов усиленные нагрузки на тренировках и соревнованиях требуют от сердца выносливости, безотказности, и со временем оно увеличивается. Сравните: как показали исследования, средний вес сердца «неспортивного» мужчины достигает 270 граммов, а у атлета — 300—350, а то и все 400. Иначе не справится главный «двигатель» со своими обязанностями, подведет хозяина на финише.

Итак, сердце у спортсмена больше. Это факт, замеченный довольно давно. А что именно «больше»? Что конкретно увеличилось — все сердце целиком, все его структуры?

Физиологи сочли, что «спортивным» изменениям должны быть подвержены лишь отдельные участки сердца. Миокард (сама сердечная мышца), полости — то есть желудочки и предсердие. В общем, те отделы сердца, что выполняют во время усиленных физических нагрузок основную работу. Но самое главное, что давала эта гипотеза надежду на то, что по характеру и соотношению изменений структур сердца с высокой степенью достоверности можно будет определиУь: правильно ли тренируется спортсмен, есть ли смысл ждать от него в будущем высоких результатов, не грозит ли ему срыв. Иными словами, по размеру миокарда, желудочков.

41