Юный техник 1988-01, страница 12

Юный техник 1988-01, страница 12

...Такого научный мир давно не видывал! Конференц-залы брались штурмом и заполнялись в считанные минуты. Люди стояли в проходах, устраивались в коридорах, слушали трансляцию на улице. Даже в первых рядах, по традиции оставляемых самым почетным гостям, в среднем приходилось по два человека на место. Словом, все было, как на фестивале рок-музыки.

Что же так взволновало ученых? Какое событие заставило их забыть о своих собственных делах7

Здесь уместно вспомнить об опыте, который сегодня демонстрируют во многих лабораториях мира. Небольшое керамическое колечко, подвешенное на нитке, опускают ненадолго в ванночку с жидким азотом, подносят магнит и... Колечко-изолятор, которое в силу физических законов, казалось, никак не должно реагировать на магнитное поле, вдруг поднимается вверх и висит подобно легендарному «гробу Магомета».

Это — сверхпроводимость! Только сверхпроводники могут так взаимодействовать с магнитным полем, выталкивая и опираясь на него.

— Ну, так что же? — скажет искушенный читатель.— Сверхпроводимость известна уже не одно десятилетие. Помнится, тогда применялся жидкий гелий. Теперь — жидкий азот. Какая разница?

Разница, заметим, большая. Но обо всем по порядку. Поскольку путь к успеху был сопряжен и с великими ожиданиями, и с горькими разочарованиями.

10

Еще в начале века голландский физик Г. Каммерлинг-Оннес обнаружил, что при охлаждении ртути до 4 К (т. е. до минус 269°С) она теряет электрическое сопротивление. Закон Ома вдруг перестает работать!

Это была сенсация.

Объяснили это на первых порах сравнительно просто.

Величина электрического сопротивления зависит от того, насколько часто электроны при своем движении сталкиваются с атомами. Чем чаще, тем выше сопротивление. Понятно, столкновений будет меньше, если свободного пространства между атомами больше. А это зависит не только от того, насколько широки «коридоры», но и сколь интенсивно колеблются атомы вокруг своих мест в решетке.

Чем выше температура про-