Юный техник 1988-04, страница 51

Юный техник 1988-04, страница 51

НАШ ПО

такой вопрос — когда впервые в столице вспыхнул электрический свет? Или другой вопрос — как освещались московские улицы, скажем, при Борисе Годунове? Или еще — какова была «мощность» фонарей, которые видел, наезжая в Москву, Александр Сергеевич Пушкин?

Юрий Аполлонович Харкее-вич, директор музея, подходит к полосатому бело-серому столбу с кованым фонарем на его верху. Довольно необычно видеть фонарный столб не на улице, а в небольшом сводчатом зале, но ведь и весь этот уютный музей — «Огни Москвы» — довольно необычен. Рядом с фонарем — стенд, на котором можно прочитать следующее: «На Москве, в Кремле, в Китае (это Китай-город), в Белом и Земляном городах и в немецкой слободе по большим улицам для зимних ночей сделать и... поставить на столбах фонари стеклянные, один от другого на 10 сажень, все в одну меру линейно... Для показания, как в тех фонарях масло зажигать, взять с Санкт-Петербурга... 10 человек, распорядить сих к смотрению по улицам, быть в тех фонарях огню до полуночи...»

— Указ Сената датирован 1730 годом,— поясняет Юрий Аполлонович.— В 1718 году Петром I был подписан проект «Устройства уличных фонарей Санкт-Петербурга». Двенадцать лет спустя, уже после смерти императора, правительство взялось и за освещение старой столицы. Любопытный факт: с дм и первые масляные фонари и в Петербурге и в Москве были одинаковы, а вот полосатые столбы — нет. Там —

ИТЕХНИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

бело-голубые, а здесь — бело-серые. Вот, собственно, с 1730 года и начинается история «Огней Москвы».

— Ас чего начинается история музея «Огни Москвы», о котором, надо признаться, пока мало кто знает? — спросили мы Юрия Аполлоновича.

Оказывается, музей был создан усилиями и трудом лишь нескольких энтузиастов. Ю. А. Харкеевич долгое время работал в «Мосгорсвете», был его директором. В 1980 году здесь, в одном из старинных зданий Армянского переулка, он с помощью еще нескольких энтузиастов организовал выставку по истории освещения московских улиц. Давно привлекала идея — поделиться тем, что знал сам, со многими. Но фонарей на выставке поначалу не было — только стенды. Правда, для того, чтобы их создать, потребовалась поистине титаническая работа. Многие тысячи фотографий были просмотрены в архивах Политехнического музея, Музея истории и реконструкции Москвы, Музея архитектуры. «Натурные»-экспонаты — фонари, светильники, лампы — появились уже позже. Многие — из «запасников» «Мосгорсвета», некоторые из Шереметьевского дворца в Останкине. А те, каких теперь нигде уж не найдешь, как, например, кованый масляный фонарь 1730 года — это макеты, выполненные по старинным чертежам, которые тоже надо было найти. В 1984 году был открыт музей, и, честное слово, не найти ему лучшего места, чем несколько залов здания XVII века, когда-то принадлежавшего боярам Милослав-

4 «Юный техник» № 4

49