Юный техник 1988-05, страница 46

Юный техник 1988-05, страница 46

видеть дальше...»

Свыше тридцати романов и сборников рассказов — таков «послужной список» американского писателя. Эти произведения принесли ему славу одного из крупнейших фантастов наших дней. Не так давно Фредерик Пол принимал участие в состоявшейся в Москве Международной писательской конференции «Научная фантастика и будущее человечества». Можно ли было упустить случай и не пригласить писателя-фантаста в наш Актовый зал! Фредерик Пол дал согласие. Правда, его время было расписано очень жестко, так что встреча с ним оказалась не очень продолжительной...

— Мистер Пол, первое, что хочется спросить у любого фантаста,— как вы стали фантастом?

— Как и любой писатель, начинал я... с чтения. Поглощать фантастику я начал, когда мне было десять лет. Кто-то забыл у нас дома подшивку фантастических журналов. Они попали ко мне в руки... А к двенадцати годам я перечитал все, что только мог найти «фантастического». В те времена, не то, что сейчас, фантастика в Америке публиковалась в основном в периодике, а отдельными книгами издавались только романы Жю-ля Верна, Герберта Уэллса и еще двух-трех писателей. В двенадцать лет я попробовал писать и сам. А в семнадцать, то есть пятьдесят лет назад, я впервые опубликовался. Это было... фантастическое стихотворение в журнале «Удивительные истории».

— Значит, можно сказать, что стали фантастом в семнадцать лет?

— Нет, не совсем так. Я много лет проработал редактором в журналах, публикующих фантастику. Служил в армии во время второй мировой войны, был в Европе, где воевали амери

канские войска. Но писать старался при каждой возможности...

— Каким же, по-вашему, должен быть профессиональный фантаст?

— Он прежде всего должен хорошо понимать суть происходящих в мире явлений. В особенности явлений технологического порядка, понимать то, что открытия, изобретения, новшества меняют в технике и в обществе, чтобы иметь возможность представлять себе, как все это в будущем повлияет на человечество. Причем — вот парадокс,— по-моему, фантасту совсем не обязательно иметь очень глубокие научные знания. Вот вам пример — Рэй Брэдбери. В науках он не особенно силен, но за счет воображения способен увидеть многое, даже предсказывать будущее. Однако знания, разумеется, никогда не повредят. У некоторых писателей-фантастов есть серьезное научное образование. Скажем, Айзек Азимов — доктор биохимии, а Грегори Дэмфри — доктор астрофизики. Хотя писательство — это всегда тайна...

— А что дает вам работа в фантастике? Ведь любая про

43