Юный техник 1988-07, страница 16Так вот, если бы механики XVIII века смогли заглянуть внутрь «В2М», они бы, наверное, были весьма удивлены: вместо привычных им пружин, рычагов, шестеренок здесь располагались реле, электромоторы и усйщте-ли. Изменившаяся «начинка» изменила и поведение нового.андроида. «В2М§ уже не делал, словно «заведенный», каждый раз одно и то же. Он двигался вперед-назад поворачивался, поднимал и опускал руки, подчиняясь командам, передаваемым по радио. И порядок этих команд, понятно, можнст было всякий раз менят^ ' Так радиотехника расширила возможности механики. Сегодня горизонты еще шире — кибернетика, микроэлектроника позволяют творить подлинные чудеса. Ученики Мацкевича делают роботов* андроидов разве что по заказу работников киностудии для, очередного фантастического фильма. Обычно же заняты они делом более серьезным, хотя и конструируют тоже игрушки. Возьмём для примера «Краба». FIq внешнему виду он мало похож на настоящего обитателя морского дна, но вот смышлености у него, пожалуй, не меньше. Наделенный фотоэлементами и логическими устройствами, «Краб» довольно шустро отыскивает выход из запутанного лабиринта. Насколько серьезное дело — создание подобных игрушек, можно судить по такому факту. Несколько лет назад англичанин Дж. Билингсли, преподаватель политехникума в Портсмуте, предложил проводить чемпионаты для микророботов. Соревнования получили название «Мик ромышь», видимо, потому, что в них принимают участие кибернетические игрушки малых размеров, юркие как мыши. Сегодня эти состязания известны во всем мире. Все новые микророботы, построенные как юными, так и взрослыми робототехниками, соревнуются в умении делать логические заключения, выбираясь из самых запутанных лабиринтов. Наилучшие алгоритмы, выявленные в ходе 1 о евнований, потом испоДьуются для совершенствования логики настоящих промышленных роботов. И надо сказать, с немалым успехом. Подобные логические схемы, полагают эксперты, могут быть использованы для совершенствования не только наземных, но и космических средств транспорта, например шагоходов для Марса «и Венеры. Между тем подумывают о новом соревновании для роботов. Предполагается проводить среди них чемпионат по... настольному теннису! О Какая это трудна^ задача — научить робота играть в пинг-понг — каждый может судить по себе, вспомнив, как он учился правильно держать ракетку и реагировать на удары противника, сколько раз промахивался, не попав по быстро летящему мячу... А ведь мы с вами намного ловчее и смышленее роботов! И все же задача не безнадежна. Первые успехи в этой области робототехники налицо: в ГДР уже создано кибернетическое устройство, способное с математической точностью подавать шарик в любую точку стола с заранее заданной скоростью. Для настоящей игры этого, конечно, еще недостаточно, но для тренировки теннисистов устрой- 14 |