Юный техник 1989-03, страница 37

Юный техник 1989-03, страница 37

Москва, Новослободская улица — бывшая Долгоруковская, возникшая на дороге в древний Дмитров еще в XVI веке... Здесь, в одном из московских старых двориков, стоит кирпичный трехэтажный дом, ничем не примечательный, если не считать его обитателей: на первом этаже открылся недавно Центр НТТМ «Технология». Цель молодых специалистов — помочь различным отечественным предприятиям овладеть новейшей техникой. Результаты очевидны — только за год Центр выполнил более 100 хозяйственных договоров на сумму более одного миллиона рублей.

На мой вопрос, где можно видеть директора Центра, молодой человек в элегантном черном костюме, белой рубашке, украшенной галстуком-бабочкой, приветливо ответил: «Он перед вами» — и представился: «Александр Александрович Павленко. Чем могу быть полезен?»

Так началось наше знакомство. Инженер по образованию, Павленко был похож на художника, музыканта или артиста. И я начала с такого вопроса:

— Что вы более всего цените в человеке?

— Интеллигентность, во всех ее проявлениях,— ответил он, задумавшись на минуту.— Счастлив тот, кому судьба дарит добрых родителей, умных товарищей, учителей... Словом, друзей, с помощью которых находит он свою истинную дорогу в жизни.

— Тогда расскажите, кто помогал вам найти самого себя,— попросила я.

Ведет рубрику журналист В. НОСОВА

В 1971 году я окончил 7-й класс кустанайской школы и перешел в 8-й. Учился средне были 4 и 5. Но возникла проблема: в школе стало часто звучать слово «профтехобразование». Учителя пугали нас — будете плохо учиться, пойдете в ПТУ. Уходить из школы не хотелось, пришлось налегать на учебу. К тому же я стал лучше, полнее понимать своих родителей. Отец работал на железной дороге — в депо, мама там же, только в бухгалтерии. Жили скромно. Но весь уклад жизни нашей семьи подсказывал мне, что врать дурно, быть скупым стыдно, делать дело кое-как неприлично.

В те 60-е годы было легко приобрести художественную литературу, можно было подписаться иа любое издание. И отец сделал мне удивительный подарок. Несмотря на относительный достаток семьи, в один прекрасный день он поставил на книжную полку первый из будущих 200 подписных томов «Всемирной литературы». С тех пор лучшим подарком для меня бывает день и час, когда могу взять в руки книгу и унестись мыслями в мир Достоевского или Тургенева, Грина или Распутина... Литература и воспитала во мне неукротимое желание все знать, все видеть, все уметь, страсть разгады

вать всевозможные загадки — и технические и психологические. Но пришло это позже. А тогда, мальчишкой, пришлось решать самую трудную ребячью проблему. Я сломал руку, играя на велосипеде «в салки». И однажды, «ведя разведку боем» — была у нас такая игра,— получил удар кирпичом по голове. (Игры и взаимоотношения у подростков сентиментальностью не отличались.) Рушились мальчишеские планы — я не мог заниматься, как мон одноклассники, ни боксом, ни самбо. Надо было «разрабатывать руку», и я пошел в секцию настольного тенниса. В составе школьной команды играл в волейбол, был вратарем в хоккее, хотя бегать на коньках так и не научился. Спорт оказал решающее влияние на формирование моего характера. Забывая про еду и уроки, играл в теннис до голодного обморока. Через полтора года я выступал в областной команде на республиканских соревнованиях и занял почетное 5-е место, получив I взрослый разряд...

Потом были годы учебы в МАТИ имени Циолковского. Годы работы на кафедре. И вот — Центр НТТМ «Технология». Закономерно? Считал, что да. Живое, интересное -дело.

3*

35