Юный техник 1989-06, страница 33

Юный техник 1989-06, страница 33

разреженности в стратосфере как бы отпадает сам собой.

Снимается и энергетический запрет на химические реакции, налагаемый стратосферным холодом. Эксперименты как советских, так и зарубежных ученых показали, что при появлении кристалликов, то есть при рождении новой фазы, на твердых поверхностях возникает избыточный потенциал величиной до 300 вольт! Его с лихвой хватает, чтобы преодолеть высо кие энергетические барьеры у молекул реагирующих веществ.

Но гидраты не только помогают непосредственному разрушению озона. Вспомним о твердом дожде из гидрата пропана. Аналогичный дождь образуется и в интересующем нас озонном слое. Затем он «проливается» в нижние слои, где гидраты разлагаются, тают с выделением озона. Кстати, это объясняет замеченное в последние годы обогащение озоном приземных слоев воздуха.

Сегодня ученые ведут подготовку к экспериментальной проверке новой гипотезы. Чтобы обнаружить газовые гидраты, они хотят взять пробы воздуха на нужной высоте или использовать специальные спектроскопы. Есть у них наготове и рецепты исправления ситуации, если действительно в уничтожении озонного слоя принимают деятельное участие газовые гидраты. Один из обязательных компонентов такого соединения, как вы помните, вода. Значительное ее количество попадает в стратосферу после сгорания топлив высотных самолетов. Придется, возмож

но, отказаться от таких полетов. Эффективным может быть и распыление в стратосфере солей многовалентных металлов, например фторидов; они разрушают газовые гидраты, предотвращают их образование. Нет принципиальных трудностей и для создания лазерной системы разрушения гидратов с радиусом действия в сотни километров.

Пока же ученые выносят свой окончательный приговор фрео-нам, мировая общественность договорилась действовать по-своему. С первого января 1989 года вступило в силу международное соглашение, так называемый Монреальский протокол по веществам, разрушающим озонный слой. Специальное постановление о присоединении нашей страны к международному содружеству принял и Совет Министров СССР.

Согласно принятым документам 57 ведущих стран мира обязуются в ближайшее время сначала заморозить, приостановить потребление фреона в промышленности и быту на уровне 1986 года. А затем сократить его: с 1993 года — на 20%, а с 1998-го — еще на 30%. И тогда озонная «дыра», возможно, исчезнет.

Почему сокращение будет ндти столь медленно? Дело в том, что это очень непростая задача: найти замену столь распространенному фреону, перестроить всю промышленность.

Но другого пути нет. Озонная «дыра» — реальность, и с ней надо считаться.

А. СПИРИДОНОВ, наш спец. корр.

31