Юный техник 1991-04, страница 18

Юный техник 1991-04, страница 18

космос тщательно дублировались. Выверялось все до мелочей, в том числе и процедура одевания космонавта. Ее сняли на кинопленку, а потом показали членам правительства. Кто-то и обратил внимание, что ни на белом шлеме, ни на оранжевом костюме космонавта нигде нет обозначения, гражданином какой страны он является.

— Тогда-то Виктор Тигранович Давидьянц и взялся за дело,— подытожил Востоков.

— А откуда вы все знаете?— поинтересовались мы.

Вместо ответа Федор Анатольевич показал нам книжку про полет Гагарина. И там на фотографиях за плечом Юрия Алексеевича, готовящегося к старту, мы видим лицо Востокова. Оказывается, он в те годы был руководителем бригады подготовки Ю. А. Гагарина к старту. В его распоряжении на космодроме Байконур были даже специальные комнаты — кресельная, скафандровая, гардеробная,— где происходило (да и сейчас происходит) последовательное облачение космонавтов в космические «доспехи».

— Сами космические костюмы, как мы поняли, тоже делают специалисты «Звезды»?

— А кто же еще?!— удивился Востоков.— Посудите сами: первыми космонавтами, как известно, были летчики. Сергей Павлович Королев в свое время рассудил совершенно логично: сначала в космос должны лететь летчики-истребители. Они привычны к перегрузкам, универсальны в подготовке — в воздухе истребитель и ведет самолет, и производит штурманские расчеты, и осуществляет радиосвязь с землей... А кто одевает летчиков-истребителей в противоперегрузочные костюмы? Кто поставляет им спасательные системы? Мы! Значит,

Генеральный конструктор. Герой Социалистического Труда Г. И. Северин.

нам и был смысл заниматься снаряжением космонавтов...

— Нашим же специалистам пришлось конструировать, а затем изготавливать, испытывать и первые спасательные костюмы для космонавтов,— продолжает Ф. А. Востоков.— Вон он, в стеклянном шкафу висит, такой костюмчик. А вот это,— он показал на другой, красивый бело-голубой костюм,— современный спасательный скафандр для космонавтов. Хотите примерить?

Мы, конечно, согласились. И только заспорили, кто из нас первым его наденет, раздался телефонный звонок. Нам сообщили, что у генерального конструктора есть несколько свободных минут.

Слово — генеральному

Генеральный конструктор систем спасения и жизнеобеспечения, Герой Социалистического Труда Гай Ильич Северин оказался подтянутым, приветливым человеком.

16