Юный техник 1991-05, страница 8

Юный техник 1991-05, страница 8

конструктором лунного скафандра. Того самого, в котором кто-то из четырех космонавтов — Леонов или Быковский, Кубасов или Рукавишников — должен был выйти на поверхность Луны.

Исаак Павлович рассказал нам об особенностях скафандра, показал его «живьем». Вы можете увидеть скафандр на фотографии.

Лунный скафандр отличался тем, что между несколькими слоями эластичной ткани закладывалась прокладка типа сетки. Эта металлическая сетка не позволяла скафандру чересчур раздуваться, обеспечивала большую жесткость и в то же время позволяла довольно свободно передвигаться.

— Мы подумывали создать совсем жесткий, кирасный скафандр с шарнирами-сочленениями на местах сгибов,— рассказывал И. П. Абрамов.— Но он получался слишком объемным, в нем трудно было бы разместиться в лунной кабине...

На спине, как обычно,— ранец системы жизнеобеспечения, но еще более надежный, чем на орбитальных скафандрах, с большим сроком автономности. Два светофильтра — один для работы при солнечном свете, другой — в тени, обеспечивали космонавту хороший обзор. Скафандр был рассчитан и на два режима давления, в нем можно было не только стоять, но и сидеть...

Конструкторы предусмотрели все варианты, провели полный цикл испытаний на земле, имитируя лунную тяжесть, составляющую, как известно 'Д земной, и были полностью готовы к выполнению полета на

Луну. Это оказался один из немногих пунктов советской лунной программы, который был выполнен полностью*.

— Интересно, как вы на Земле «получали» лунную тяжесть? — поинтересуемся у Абрамова.

— Ну это было несложно. Подвесили скафандр с испытателем на специальных растяжках к подъемному крану, отрегулировали растяжки так, чтобы давление на ноги составляло около шестой части обычной нагрузки. Провели испытания. Многие тонкости угадали. Например, предвидели, что космонавту будет удобно ходить, слегка согнувшись — как бы по-обезьяньи... Так шел потом Армстронг.

РАССЕКРЕЧЕННЫЙ РИНГ

Представьте если не зимний стадион, то огромный спортзал. Потолок на уровне треть-его-четвертого этажей, площадь — в футбол играть можно. И все помещение заставлено различными механизмами, приспособлениями. Это копровый зал.

— Копровый — от слова «копер», то есть вышка, на которой подвешивают груз, когда забивают сваи под новый дом,— поясняет нам В. Т. Давидьянц. Тот самый, Виктор Тигранович, который, помните, писал буквы «СССР» на шлеме Гагарина.

* Кстати, Нейл Армстронг — первый землянин, ступивший на Луну, был одет в скафандр на 20 кг более массивный, чем советский.

6