Юный техник 1992-04-05, страница 24Оливковые деревья. 74 х93 см. Масло, холст. Сентябрь — октябрь 1889. Миннеаполис, Институт искусств. Но это зимой, а ведь картины Ван Гога в основном изображают летний пейзаж? Оказывается, такое явление можно наблюдать и летом. Происходит оно из-за так называемой атмосферной (молекулярной) дымки — равномерной световой вуали, заволакивающей дали земной поверхности. В чистом воздухе при относительно нулевой влажности лучи сине-фиолетовой части спектра рассеиваются сильнее, чем зеленой, желтой и красной, поэтому атмосферная дымка, а вместе с ней и темные далекие предметы приобретают голубоватую окраску. Состояние атмосферы во многом определяет ореол вокруг Солнца. Наличие молекулярной дымки придает небу вокруг светила голубоватый цвет. А при относительно увеличенной влажности воздуха дымка уплотняется и ореол приобретает голубовато-стальной оттенок. Все это, если внимательно приглядеться, есть и на картинах Ван Гога. Конечно, было бы слишком примитивным считать, что художник просто механически копировал при родные явления. Нет, в свои яркие работы Ван-Гог вкладывал прежде всего духовную энергию, неукротимую жажду жизни тонко чувствующего и во многом несчастного человека. И солнце на его полотнах — это зачастую символ бушующих в художнике страстей и переживаний, сияние которого проникает даже в полутьму ночного кафе... И тем не менее нельзя не обратить внимание на некую таинственную роль светила в земной судьбе Ван-Гога. Существует даже гипотеза, согласно которой солнечная активность каким-то образом повлияла на его творчество, особенно в конце жизни. Об этом бесстрастно свидетельствует статистика наблюдений за Солнцем. Если взять его картины, написанные незадолго до смерти — «Сеятель» (лето 1888 г.), «Красные виноградники» (ноябрь 1888 г.), «Оливковые деревья» (октябрь 1889 г.), «Проселочная дорога с кипарисами и звездой» (май 1890 г.),— оказывается, что все они созданы в период возрастающей солнечной активности, которая имеет 11-летнюю цикличность. А многие люди чутко реагируют на такие изменения — жизненной активностью, поведением, состоянием здоровья. Возможны даже психические расстройства, а именно этим страдал в последние годы великий живописец. Если проанализировать график солнечных пятен в 1853 году (год рождения Ван Гога) и в 1890 году (год смерти), то и в тот, и в другой год число пятен было примерно одинаковым Хотя в другие годы эти числа мстгут отличаться на целый порядок. Простое ли это совпадение или... Пока мы можем только гадать Н. БЫЧКОВ |