Юный техник 1993-08, страница 12

Юный техник 1993-08, страница 12

подводники больше надеются на слух — звуки в воде распространяются куда лучше, чем свет.

Разобравшись, как ориентируются исконные жители океана — киты и дельфины,— специалисты стали оснащать субмарины акустическими станциями — устройствами, тысячекратно обостряющими слух человека. И сегодня опытный акустик прекрасно ориентируется в шумах океана за сотни, даже тысячи метров в округе. Он словно бы видит косяк рыбы, другую подлодку, надводный корабль... По характеру шума опытный специалист не только определяет тип корабля, направление и расстояние до него, но даже может опознать некоторые технические неисправности. «У этого сторожевика, похоже, одна из лопастей винта погнута...»

Ну а что обычно после этого следует, вы хорошо знаете из фильмов про вторую мировую войну, современных телепередач: «Центральный — акустик! Есть цель. Пеленг — ПО градусов! Цель групповая, предположительно в составе группы — крейсер...— Учебная тревога! Всплыть под перископ. Перископ к подъему...» И командир припадает к наглазнику, вращает рукоятки перископа, оглядывая горизонт, ища наилучшие подходы к цели.

Там, наверху, мерно рубя винтами воду, идет отряд боевых кораблей — атомный крейсер и корабли охранения. Их-то и поджидала лодка в условленном квадрате. А дождавшись, атаковала учебными торпедами.

СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ, ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ

Однако не надо думать, что в награду за свою монотонную жизнь подводники так уж легко получают преимущество при атаке. Гидропелен-гаторными станциями оборудованы также и надводные противолодочные корабли — охотники за субмаринами. Кроме того, подлодка может быть обнаружена с воздуха — с самолета, с вертолета или даже с борта искусственного спутника Земли.

И в самом подводном флоте отно

сительно недавно появились «предатели» — особый класс атакующих подлодок, главная задача которых опять-таки выслеживание и атака подлодок противника.

«Засекают» лодку и визуально (на небольшой глубине субмарина отчетливо видна с воздуха), и по изменению магнитного поля, и по издаваемому ею шуму винтов, и по работе гидролокаторов... Чтобы не напороться при движении на «молчащие» объекты — скажем, подводные скалы, подлодка время от времени ощупывает пространство вокруг себя направленным пучком ультразвуковых волн. Словом, ультразвуковой сонар на подлодке выполняет те же обязанности, что и обычный радар, скажем, на самолете. Часть посланных импульсов, достигнув препятствия, отражается и воспринимается приемной антенной лодки.

Штурман с акустиком по характеру отраженного импульса, привлекая к анализу компьютеры, могут определить, что за препятствие впереди, каково расстояние до него.

Однако работа оборудования выдает, демаскирует и саму лодку. Вот и выбирай: будешь сидеть тихо — мало что услышишь и ничего не сможешь сделать; начнешь действовать — тут же будешь обнаружен охотниками за подводными лодками.

Хитростей у подводников на сегодняшний день припасено немало. Субмарина может уйти в акустическую тень — нырнуть так глубоко, что над нею окажутся слои воды, обладающие особыми свойствами; они не пропускают, а отражают акустические волны в ту же сторону, откуда они пришли. Если поблизости таких слоев нет, глубина океана невелика, можно использовать другую хитрость — спрятаться, например, под днище надводного корабля и уйти от охотников, прикрываясь шумом его винтов. Или, наконец, выпустить специальную торпеду-имитатор, которая шумит при движении почти в точности как сама лодка. И пока акустик на «охотнике» будет разбираться, в какую сторону надо вести преследование,— подлодка будет уже далеко.

10