Юный техник 1994-12, страница 26

Юный техник 1994-12, страница 26

справа от нее. Около плоскости вращающиеся в противоположные стороны массы газа сталкиваются и удаляются в направлении от двигателя, создавая тягу. При этом дополнительно уменьшается аэродинамическое сопротивление и акустическая нагрузка на корпус реактивных струй газа. Более подробно об этом и о других возможностях увеличения тяги в подписи к схеме электроракетного двигателя.

Все это дает возможность создать двигатель, который будет развивать среднюю тягу 108 н, достаточную для того, чтобы, например, космический корабль весом 4000 тонн, из которых на долю сверхпроводящего соленоида с запасенной энергии 4-1015 Дж приходится около 500 тонн, разгонять за 15 минут до третьей космической скорости 16,7 км/с с полезным грузом не менее 500 тонн.

Итак, корабль вылетел с нужной скоростью в открытый космос. Теперь главным препятствием его дальнейшему разгону становится нагрев корабля работающим двигателем. Я бы предложил отказаться от нагрева рабочего тела внутри двигателя, а нагревать и ускорять ионизованный газ вне корабля взрывами ядерных зарядов в магнитном поле с использованием некоторых дополнительных устройств. Технические подробности такого решения приведены в подписи к схеме. После 2000 взрывов термоядерных зарядов (мощность одного взрыва 10 килотонн) корабль разгонится до скорости 35 км/с, что позволит достичь орбиты Юпитера менее чем за год.

Конечно, все эти предложения нуждаются в экспериментальной проверке, но уж очень не хочется примириться с мыслью о том, что наших сегодняшних знаний в принципе не хватает для освоения межпланетных пространств.

И. БОГДАНОВ

НА МАРС

Ни один космический корабль, посланный к Марсу, пока полностью не выполнил поставленной задачи. Картина срывов похожа — аппараты «погибали» либо в разгар наиболее важных исследований, либо накануне. И тогда было решено изменить подход к проблеме — бомбардировать планету. В ближайшее время в газетах не появится привычное сообщение: «Спускаемый аппарат совершил мягкую посадку». Финишировать начиненные приборами устройства будут очень жестко.

Проект «Марс-94» (а возможно, его переименуют в «Марс-96») осуществляет в подмосковных Химках российское НПО имени С.А. Лавочкина в содружестве со специалистами Германии, Франции, Великобритании и других стран.

По замыслу, созданная совместными усилиями автоматическая станция перед выходом на орбиту вокруг Марса выпустит зонды-пенетраторы. Два пенетратора слегка притормозят-ся с помощью надувных щитков и на скорости 80 м/с вонзятся в почву...

Почему же отказались от мягкой посадки?

Рассказывает один из авторов идеи, профессор Московского авиационного института, доктор технических наук О.М. Алифанов:

— Если коротко, решено одним махом преодолеть ряд проблем. Бурильную установку, способную добраться до марсианских глубин, доставить трудно. Пенетратор же при жесткой посадке углубляется в грунт на несколько метров, после чего, как мы надеемся, около месяца будет передавать информацию о недрах планеты.

...Представьте себе, что с многокилометровой высоты стремительно падает аппарат с видеокамерой и средствами спутниковой связи, что-то вроде передвижной телестудии. Резкий, все усиливающий свист... Удар! Комья грунта и кусочки камней летят во все стороны! Упавший аппарат ушел при ударе в почву на не-

24