Юный техник 1996-03, страница 85Рис.1 ДАВНЫМ-ДАВНО 22 марта 1895 г. в Париже состоялась публичная демонстрация первого кинофильма. Его автором, а отчасти и актером был изобретатель Луи Люмьер. На первых порах и для съемки фильма, и для его показа применялся один и тот же аппарат, лишь дополненный дуговой лампой. Вся механика приводилась в действие рукояткой, а просмотренный участок ленты спускался в «корзину» (см. рис. 1). Пока длительность первых фильмов не превышала одной минуты, все было нормально. Но при увеличении длины киноролика резко возрастала нагрузка на перфорации, и лента быстро приходила в негодность. Преодолеть эти трудности удалось, лишь создав специальный демонстра-ционный аппарат, получивший название кинопроектор. Вскоре инициативу в производстве киноаппаратуры захватила французская фирма «Патэ». В кинопроекторе ее конструкции были применены два зубчатых барабана, которые позволяли формировать между ними петлю пленки. Благодаря этому емкость бобины с лентой больше не ограничивалась. Просмотренная часть фильма аккуратно сматывалась на приемную бобину. А киномеханик, вращая рукоятку, приводил в действие не только механизм подачи пленки, но и электрогенератор для питания лампы. Конструкция оказалась столь удачной, что ею оснащались кинематографы многих стран. Было немало подражаний, среди них — серия проекторов «Монарх», выпущенных в России в годы первой мировой войны (рис. 2). Однако для демонстрации полнометражных фильмов, появившихся в 20-х годах, подобная аппаратура уже не подходила. Резко повысились требования к качеству картинки на экране. И поскольку электричество перестало быть редкостью, кинопроектор оснастили электромотором, а мощная лампа позволяла, более четко передавать изображение. В нашей стране в 1924 г. был создан проектор «ТОМП-4» (рис. 3), который на многие годы стал основным оборудованием кинотеатров. Аппарат обеспечивал проекцию в крупных кинозалах на экране до 5 метров шириной. Вскоре его дополнили звуковой приставкой, и с начала 30-х годов началось быстрое распространение звукового кино. Последующие модели становились все более эффективными, но сохраняли основные решения, найденные при создании первых кинопроекторов. |