Юный техник 1996-04, страница 75ФОТОЛАБОРАТОРИЯ равно показателю объектива микроскопа. Оно сравнительно невелико, зато отменного качества. Для съемки ставим аппарат на устойчивую опору со штативной головкой-струбциной, позволяющей придать камере нужный наклон и совместить с оптической осью микроскопа (рис. 2). Чтобы избежать посторонней засветки, на место объектива ввернем в аппарат удлинительное кольцо с посаженной на него картонной трубкой. На ее конце сделаем световое уплотнение в виде резиновой либо тканевой перегородки с отверстием для тубуса микроскопа. Такое эластичное сопряжение позволит оградить микроскоп от сотрясений в момент спуска затвора. Дополнительной мерой предосторожности будет управление им посредством гибкого тросика. Если необходимо получить фотоизображение более крупного масштаба, используем другой способ. Снимаем окуляр, но аппарат без оптики отодвинем на расстояние значительно большее, чем длина тубуса, и соответственно подстроим наводку микроскопом. В таком случае советуем использовать приставку для микросъемки типа ПЭФ: большое растяжение меха позволит легче организовать светозащитный канал между приборами. Самое крупное увеличение — в 1350 раз — может быть получено с окуляром микроскопа, приподнятом выше обычного, и фотокамерой, отодвинутой с таким расчетом, чтобы рас стояние между окупяром и плоскостью пленки было примерно 250 мм (рис. 3). Итак, выберем один из способов и отрегулируем оптику. Хорошо бы еще иметь микрофотона-садку МНФ-7 или подобную ей. Подготовка объектов съемки, их освещения ничем не отличается от тех же операций, что требуются при визуальной работе с микроскопом. Если они неподвижные, используют пленку невысокой чувствительности, установив экспозицию с увеличенным временем выдержки. А вот резво двигающиеся объекты надо снимать моментально на фотоматериалы повышенной чувствительности — благо, выбор их теперь немалый. Приступая к съемке, сделайте вначале несколько дублей с разной выдержкой, чтобы «набить руку» и в дальнейшем не допускать ошибок. Если не удается выявить фактуру малоконтрастных объектов подбором прямого или косого освещения, прибегните к светофильтрам — цветным и поляризационным. Пользуясь ими, не забывайте корректировать продолжительность выдержки. Варьируя степень увеличения, можно «выхватить» из микромира немало интересного и даже получить художественные снимки — причудливые «горные ландшафты» на поверхности кристалла, сказочные чудовища времен «юрского периода», фантастическую растительность, словно на неведомой планете. П. ЮРЬЕВ 71 |