Юный техник 1998-03, страница 74Каждая из четырех стеклянных трубок, открытых с обоих концов, имела газовую горелку с краником Стоило ее зажечь — труба начинала издавать мелодичный звух. В трубе возникали условия для резонанса звуков строго определенной частое, зависящем от длины трубки... Делались в начале века даже попытки создания огневых органов. Такие инструменты при относительно скромных размерах давали сильный и чистый звук. Но необходимость снабжения их газом в то время вызывала большие трудности. и инструмент не прижился На рисунке 3 приведена схема огневого усилит еля звука, примененного в одном из перрых граммофонов. Здесь легкая заслонка, перемещаемая иглой звукоснимателя грампластинки модулировала поюк газа, поступающий к горелке Объем пламени менялся в такт колебаниям иглы, и в рупоре граммофона возникали сильные и чистые звуки. Любопытно, что этот способ позволил бы получить высокое not; гвенное звухоус^ч 1ение вообще без помощи электр,, 4ества Но те же трудносш подключения к газу и успехи электроники привели к тому, что метод стали забывать, Однако... В 50-е годы об огневом способе получения звука неожиданно вспомнили... электронщики. С гремясь создать громкоговоритель с предельно высоким качеством звучания, они стали делать динамики со все более и более легким диффузором Но вскоре достигли предела, и кому-то пришла в голову мысль обой гись без подвижного диффузора вообще Так был создан ионофон \рис. 4), состоящий из кварцевой трубки, в которой при помощи токов высокой частоты мощным генератором создавали электрический разряд. Модулируя амплитуду его токов изменяли объем облачка члазмы и получали великолепнеиший по качеству звук Поибор такого типа демонстрировался в конце ЬО-х годов на одной из московских выставок творчества радиол юби гелей. Однако несмотря на качество, применения он не нашел. Токи высокой частоты, излучаемые при его Рис.4 Рис.5 f Ft |