Юный техник 1999-04, страница 19

Юный техник 1999-04, страница 19
Вшжмт Фжа Hotoqa i qojim

Проблемы с микроклиматом станции начались уже сейчас. Дело в том. что, когда создавали Функциональны! • грузовой герметичны блок, первый вход экилгжа в него предусматривали сразу же после стыковки со служебным модулем. Поэтому ь блоке отсутствует ряд основных систем обеспечения газового состава — подачи кислорода, удаления углекислого газа, кондиционирования. Все это должны были проделывать системы жизнесбеспечения модуля.

Потом ситуация изменилась, и сейчас запланирован вход в гоузоеэй блок после того, как «Шаттл» доставит американский узловой модуль. Когда же специалисты по обитаемости проанализировали условия возможности такого входа, обнаружилось, что количество углекислого газа и вредных микропримесеи на борту может возргсти настолько, что есть опасность возникновения корэозии, а также появления на боргу излишнего количества земных микробов...

Теперь специалисты двух стран вместе ищут выход из положения. Многие проблемы уже удалось решить. Например, согласованы основные параметры газовой среды. Не ооошлось, впрочем, и без споров: у нас ГОСТ нормирует 109 соединений, американский стандарт НАСА — около 500. Какой из стандартов взять за основу?

Уже согласованы уровни нулевого и допустимого риска токсических примесей. В отечественной космонавтике принято пять уровней биологического риска: нулевом, допустимый, нештатная ситуация, аварийный, прекращение полета. Согласован также перечень средств отбора санитарно-химических проб. Для воды это 38

показателей. Приведены также к общему знаменателю методы микробиологического обследования экипажей до, во время и после полета и нормы загрязнения воздушной среды, поверхностей интерьера, конструкций.

Однако многие вопросы не решены. Прежде всего это касается создания единой газовой среды с помощью ргзных технологии. Наши нормативы здесь жестчс американских. И если воздух, самотеком поступающим в российский сегмент, будет вырабатывайся по нормативам наших партнеров, это может повредить фильтрам нашей системы очистки от микропри-месеи. Кроме того, при заборе большего количества грязи оседающие на фильтрах вещества станут поневоле попадать в атмосферу сегмента. А гак как многие микропримеси растворимы в воде, то вместе с конденсатом атмосферной влаги они будут попадать и в систему очистки воды, что существенно сократит и ее ресурс.

А если учесть, что российский эталон допускает только 10 мг примесей на литр (американский — 2000 мг), видимо, придется коллегам из США, привыкшим к краткосрочным экспедициям, ужесточать свои стандарты.

Пока нет и единой методики допуска на борт научно-исследовательской аппаратуры. У этс и проблемы, можно сказать, исторические корни. В основу американское исследовательской аппаратуры положена техника рыночного промышленного назначения, которая адаптируется к требованиям эксплуатации в полетных условиях. Мы же создаем спецзппаратуру. Заведенный нашими партнерами порядок позволяет им очень быстро адаптировать новую аппаратуру, однако здесь мы опять-гаки сталкиваемся с возрастанием токсической опасности, стало быть, с дополнительной нагрузкой на наши системы очистки.

17