Юный техник 1999-11, страница 18

Юный техник 1999-11, страница 18

... А НАЧАЛОСЬ ВСЕ С ВОРОНКИ

И это подтвердил владимирский изобретатель, кандидат технических наук, директор частного научно-прс иэводственнсго предприятия «ИГМАх Игорь Иванович Мамаев. Толчок к изобретению дала именно она, обыкновенная детская воронка...

Впрочем, если быть точным, воронка стала игрушкои Аркадия, сына Мамаева, случайно. Обычно ими пользуются домохозяйки, чтобы разливать по бутылкам сокм-воды и прочие жидкости. Мамаеву-младшему же очень понравилось, сидя в сэнге, черпать воэонксй воду и смотреть, как она выливается через дырочку. А если перевернуть такую воронку носиком вверх и шлепнуть ею по поверхности воды, псд потолок ударит упругая струя.

Вот эта картина и навела Мамаева-саршего на довольно интересную мысль. Ведь воронка, получается, работает как гидроусилитель. А если покумекать еще, л с лучится и отличный насос.

Впрочем, скоро только сказки сказываются. «Кумекать* бывшему корабельному инженеру-механику, специалисту по оборудованию подлодок, пришлось довольно долго. Сын за это время успел вырасти, закончить вуз и стать предпринимателем, а отец все продолжал разрабатывать варианты конструкций на основе кочуса- воронки. Давайте рассмотрим подробнее хотя бь* один из них.

— Одним из наиболее лерспективных направлений народного хозяйства в будущем является доОыча полезных ископаемых с морского дна, — полагает Игорь Иванович. — Наземные и подземные кладовые уже истощаются, у океа на же — золотое дно...

Мамаев отнюдь не шутит. Известно, что на дне многих водоемов полным полно

всевозможных миьералов, осадочных город и даже рассыпного золота. Однако еще больше, чем золе га, там железа — железомарганцевых конкреций.

Кокрециями, кто не знает, называются минеральные образования округлой фермы в осадочных горных породах, ьозникающие в процессе преобразования осадков в горные породы. В Мировом океане запасы таких конкреций, содержащих в больших концентрациях железо и марганец, при самых приблизительных подсчетах оцениваются в сотни миллиардов тонн.

Впрочем, за морем таушЖ — полушка, дэ руЫь — перевоз. Конкреции нужно достать с морского дна, а это непросто. Современные инженеры предлагают. например, пустить ло морскому дну, на глубине около 4,5 км от поверхности, самоходные комбайны, похожие на пылесосы. Только всасывать они должны не воздух, а воду вместе с донными осадками. Затем эту взвесь или пульпу, перегонят по трубам на поверхность, где процедят, высушат и полученный концентрат

16