Юный техник 1999-11, страница 21

Юный техник 1999-11, страница 21

идеи, проекты, гипотезы...

Паранормальные явления, экс грасенсорика, психические феномены... Давно возникла и получила широкое распространение литература — как фантастическая, так и претендующая на научность, — в которой так или иначе затрагиваются зти интригующие проблемы, сообщается о новых фактах, выдвигаются гипотезы, пытающиеся так или иначе дать объяснение тому, что не укладывается в каноны общепризнанной науки... Где зд^сь граница правды и вымысла, надежно установленных фактов и намеренных мистификаций, сработанных в погоне за сенсацией?

Приходится, например, читать следующее: «Мысли, выходящие из человеческого мозга, никуда не исчезают. Они уходят в общепсихические поля в ментальной подп поскости и существуют там в виде энергетических волн. Идентичные мысли вибрируют резонансно, как бы сливаясь в единое целое — эгрегор. Даниил Андреев в своей книге «Роза мира» определяет згрегоры следующим образом: это «инокатериальные образоваь ия, возникающие из некоторых психических выделений человечества (племен, государств, некоторых партий и религиозных общин). Они... обладают временно сконцентрированным волевым зарядом и эквивалентом сознательности» (Ю.М.Иванов. Человек и его д/ша. Жизнь в физическом и астральном мире. М, 1991). А Альберт Hi натенко. который в эстрадных выступлениях применяет «суггестию» (бессловесную форму внушения), говорит: «Я организую энергетический контакт с партнером из зрителей и по образовавшемуся каналу передаю ему ту или иную информацию».

Имеют ли такого рода сенсации научную подоплеку или за всей их наукообразной оболочкой нет ничего, кроме досужего вымысла? Есть ли

основания предполагать, что мышление происходит при участии какой-то особой, очень тонкой материальной субстанции, излучаемой и поглощаемой мозгом из окружающего пространсгва и передаваемой от человека к человеку?

А, может быть, позитивные результаты, имевшие, к примеру, место у Кашпировсксго, просто связаны с эффектом дружеского участия, атмосферой сочувствия, которые много значат особенно для больных людей, которые чего-то бывают лишены, обречены на покинутость и одиночество? Ведь нет уже ну:кды никому доказывать* что не только «бытие определяет сознание», как учит примитивный материализм, но и сознание до некоторой степени определяет бытие: «выбирая себя, мы выбираем мир». Снимая у больного психическую угнетенность, мы улучшаем его самочувствие. Вера в «разумное, доброе, вечное» много значит для каждого человека, и те, кто ее е нас поддерживает, действительно заслуживают права называться целителями. Человек, умеющий бороться с отрицательными эмоциями в себе и друих, способен оздоровлять и отдельных людей, и целые коллективы. С этим едва ли кто будет спорить. Но для объяснения положительных результатов целигельства в общем-то нет нужды привлекать какие-то неизвестные психофизические поля — достаточно просто вспомнить о генетически закрепленной общественной природе человека, обусловливающей позитивное воздействие дружеского сочувствия и доброжелательства и, наоборот, — негативное влияние злобности, зависти и других отрицательных эмоций. Или вот еще пример: иной экстрасенс «заряжает» воду своим «биополем» и от этого вода якобы приобретает

19