Юный техник 2003-03, страница 80ОФОРТ НА МЕДИ Смотришь под одним углом, и миниатюры, выполненные на металлических пластинах, мерцают изнутри призрачным светом, посмотришь под другим углом — будто ветер тронул листву, погнал по полю волны рыжей осенней травы. История гравировки по металлу насчитывает не одно тысячелетие. Существуют две основные техники резцовой гравировки — оброниая (рельеф с углубленным фоном) и штриховая, когда на поверхность металла наносят контурные линии и штрихи. Именно о ней и пойдет речь. Если хотите попробовать свои силы в этой технике, подберите небольшие пластины из алюминия, латуни или меди. Выберите несложный рисунок и нанесите его сначала карандашом, затем стеклографом. Для процарапывания очень тонких линии можно воспользоваться швейной иглой, закреп ленной в футляре от цангового карандаша. Кстати, если у кого-то в доме сохранилась деревянная ученическая ручка со стальным пером — она очень поможет в работе. Основную резцовую графику наносят металло1рафически- ми резцами — штихелями. Их _ можно приобрести в художественных салонах. Инструменты заточите под определенным углом: для мягких металлов — алюминий, медь — 30°, 45 , для стали и твердых металлов — 60 \ Следующая операция — патирование. Именно она вдохнет в картину ]] зет и жизнь. Протрите участки отшлифованной поверхности тампоном, смоченным в сернистом натрии. Подойдет и любое другое вещество, способное образовывать на меди пленку окислов. Химическая реакция сначала окрасит картину в розовый, затем в красный цвет. Если потереть еще — проступят бордовый, фиолетовый, синий, Г хт- ш v MJ If* V > vtm. ■f: Ж |