Юный техник 2003-05, страница 60сигнализатор занял даже призовое место. Вот и подумал юный электронщик, что настройку клавишных инструментов проще выполнять с помощью электроники. Известно, что, нажимая на клавишу, музыкант извлекает из инструмента звук определенной частоты. Например, эталонный звук < ля» имеет частоту, равную 880 Гц. Все остальные основные звуки отличаются друг от друга на величину, равную корню из двух. Значит, можно < обрать звуковой генератор, зари нее програ-дуировать шкалу и получить прибор настройщика. Первые же эксперименты в кружке убедили Сер ея в ошибочности самого подхода к решению задачи. Поднесенный к инструменту микрофон улаьливал не только звук струны, но и множество обертонов — звуков других струн. Получилось, что ЗЕуковоы генератор не облегчал, а усложнял процедуру настройки. Вот тут п родилась верная идея. Бзял Сергей стальную гитарную струну, натянул ее между двумя вбитыми ii доску гвоздями и замерил электрическое сопротивление. А по гом натянул струну сильнее и увидел, что сопротивление ее немного увеличилось. Ослабил на гя: л е ние — сопроп. f тение немного у па то. Почему так происходит, юный изобретатель объяснить пока не может, но факт остается фактом. Если есть физическая зависимость электрического сопротивления от силы натяжения струны, значит, можно создать электронный прибор, который будет мгновенно улавливать частоту колебания и показывать ее па табло. Сравнивая ее с эталонной, хранящейся в памяти прибора для данного звука, легче производить настройку, подкручивая струну ключом всего один раз. |