Юный техник 2006-04, страница 20сщжшш?Несколько лет тому назад японский исследователь Масару Имото поставил серию сенсационных опытов. Па глазах публики он замораживал капельки воды, превращая их в снежинки. Причем, если в лаборатории при этом играла тихая, спокойная музыка — например, мелодии Моцарта, то снежинки получались очень красивыми и симметричными. Но вот под тяжелый рок все снежинки, как одна, получались кривыми. По словам японского исследователя таким же образом на снежинки действует доброе и злое слово, «0ш<; чувствуют даже присутствие злого или доброго человекам, — утверждал исследователь, наделяя, таким образом, капельки воды зачатками разума. Эти опыты породили волну публикаций в прессе. Ж урна листы вспомнили о сенсационных опытах французского исследователя Жака Бенвекиста, который обнаружил у воды память, о гомеопатах, которые издавна лечат своих пациентов микродозами лекарств. В общем, шум поднялся большой, и неизвестно, чем бы дело кончилось, если б в спор пе вступил сотрудник Калифорнийского технологического института Кен Либрехт. Для начала он напомнил всем, что еще Иоганн Кеплер, интересовавшийся, кроме всего прочего, гсометрц^ ей снежинок, отмечал ? что все они имеют * форму шестиугольной звезды». И на то есть своя причина. Ученый обратил внимание, что и пчелы строят шестигранные соты, и зерна граната заключены в подобной же структуре. (И ретрансляторы мобильной связи, как вы догадываетесь, нее проста ставят в вершинах шестиугольников.) А дело в том, что правильный шестиугольник покрывает из всех геометрических фигур наибольшую площадь. «Природа рациональна, она не любит излишества», - сделал заключение по этому поводу Кеплер. Но почему каждая снежинка, сохраняя шестиугольную форму, тем не менее, имеет свой индивидуальный рису^ 36 ПО С Л К ДАМ СЕНСАЦИЙ нок? Чтобы ответить па этот вопрос* Кен Либрехт не поленился собрать у себя в лаборатории установку наподобие той, что пользовался Масару Имото, и методично начал повторять его опыты. И вскоре пришел к заключению, что снежники получаются тем более близкими по форме, чем строже в холодильной камере удается сохранять температуру, влажность, отсутствие примесей в воде и т.д. Но любое постороннее воздействие — будь то акустические колебания (шум) или изменения температуры, тут же приводят к тому, что форма снежинок начинает разниться. А уж мелодии Моцарта и современный рок, согласитесь, заметно отличаются друг от друга и но громкости, и по ритму. Точно так лее и злое слово ведь произносят зачастую куда более громко, ч.см ласковое. «Ну, а все остальное — это не более чем домысла са-ого Масару Имо#о** — полагает исследователь. Так что, похол^с, воду в очередной раз не удалось наделить сверхъестественными особенностями. f. МАЛЬЦЕВ Снежники, конечно, красивы. Но вряд ли разумны. Специально для wwAvJurnaltn^net (R)
|