Сделай Сам (Знание) 1989-05, страница 11ления будут заполнены до конца, более сильными ударами молотка выступающие элементы инкрустации проковывают так, чтобы они оказались заподлицо с поверхностью инкрустируемого предмета. Мягкий металл вставок, как пластилин, заполнит прорезанные и выбитые в металле углубления, заклинившись в них так, что выковырить их можно, только разрушив инкрустацию. Большое значение для прочного сценления металлов имеют заусеницы на дне углублений. Они врезаются в мягкий металл вставок, затем загибаются — и эти крючки надежно удерживают элементы вставок. Ту же роль заусепипы, полученные с помощью острых сечек, играют при инкрустировании плоскими фигурными вставками, розетками, лепестками, бутонами, фигур человека и животных. На дне гнезда, вырубленного в изделии по форме вставного элемента, насекаются канфарпи-ком под разными углами углубления. Инкрустация фигурными вставками заподли-ц о. Из листового металла вырезают ножницами или выпиливают лобзиком фигурную вставку, например, в форме лепестка. Края слегка скашивают, опилив их напильниками и надфилями. Затем вставку слегка выколачивают с одной стороны выколо-точным молотком со сферическим бойком. Выколотку можно выполнить иначе: молотком с плоской полированной поверхностью на чекане с шаровидным бойком. Если инкрустация выполняется на объемном изделии, папример. имеющем цилиндрическую поверхность, то вставку еще и изгибают так, чтобы ее изгиб соответствовал изгибу цилиндра. Приложив вставку к инкрустируемой поверхности выпуклой стороной вверх, обводят ее стальной чертилкой. Ориентируясь на прочерченные контуры, вырубают зубильцами гнездо (рис. 5). Глубина гнезда должна соответствовать толщине вставки. Стенки его скашивают внутрь под тем же углом, что и края вставки. Дно гнезда насекают сечкой или канфарником, вбивая их в металл под разными углами. Вложенную в гнездо вставку проковывают сильными ударами молотка с плоским полированным бойком. При этом вставка выпрямляется, края плотно соединяются со скошенными стенками гнезда. Одновременно заусеницы входят в мягкий металл вставки, сгибаются и удерживают его, словно крючками. Часть металла вставки впрессовывается в углуб- паносят острым клинообразным чеканом. Затем узкую часть канавки расширяют чеканом, имеющим плоский боек (рис. 6). При инкрустировании линейных элементов применяют проволоку, имеющую овальное сечение. Чтобы ее получить, слегка провальцовывают или проковывают молотком обычную проволоку с круглым сечением. Шири- Р и с. 5. Последовательность насечки заподлицо вставки из листового металла: 1 — прорубание канавки по контуру; 2 — выравнивание гнезда; 3 — насекание заусениц на дно гнезда; 4 — вколачивание вставки ления, получепные канфарника-ми. Поверхность готовой инкрустации выравнивают с помощью шабера, а затем шлифуют и полируют. Если необходимо на готовом изделии сохранить натуральные цвета металлов, на его полированную поверхность наносят тонкий слой прозрачного лака, который предохраняет их от окисления. Рельефная насечка. Для рельефной насечки углубления (канавки и гнезда) выполняются так же, как и для плоской насечки. При этом важное значение имеет облой, возникающий по краям углублений. Одип из способов получения углублений с помощью чеканов для рельефной инкрустации заключается в том, что вначале их на узкой стороны провальнован-ной проволоки Должна быть такой, чтобы она легко входила в предназначенное ей углубление. Вместо проволоки можно использовать полоски, нарезанные из листового металла. В подготовленные канавки проволоку укладывают узкой стороной так, чтобы она возвышалась над поверхностью инкрустируемого изделия. Затем с одной и другой стороны канавки слегка проковывают облой (заусенипы). С их помощью вставка из проволоки удерживается, подобно камню в оправе. Получившиеся рель-офпые выступы имеют пока что недостаточно четкую форму. Чтобы рельефным выступам придать более четкую форму, используют чекан, боек которого имеет вогнутую поверхность. Наряду с линиями и плоскими вставками на металл можпо наносить выпуклые точки. В орнаментальной или сюжетной композиции их можно использовать при решении самых разных декоративных задач. В сочетании с линиями они могут образовывать пропенший так называемый узор в полосе. Кроме того, заполняя ими определенные участки инкрустации, можно разнообразить ее, усилить декоративную выразительность. Чтобы получить круглую точку, в металле делают углубление чеканом с копическим бойком. При этом образуется по краям облой в виде приподнятой бороздки. В полученное углубление вставляют конец проволоки и обрезают пожницами на уровне об-лоя. Чтобы вставка не выпала, облой слегка подчеканивают молотком. Затем берут чекан с бойком, имеющим небольшое сферическое углубление. С его ао-мощью точку зачеканпвакл. При этом образуется бугорок со вставкой посередине, имеющий правильную сферическую поверхность. Фигурные вставки для рельефной инкрустации вырезают или выпиливают из металлического листа, толщина которого должна быть несколько больше, чем глубина предназначенного для нее гнезда. Вставляют в гнездо и молотком проковывают по краям облой. Затем, если это входит и
|