Сделай Сам (Знание) 1989-05, страница 5

Сделай Сам (Знание) 1989-05, страница 5

На этой стадии разными чеканами нужно проработать все детали, включая саШле мелкие, уточнить расходннком контуры фона и отдельных элементов узора.

Канфарение, или зернение, фона — последний этап работы над рельефом. Часто ударяя молотком по канфарнпку, как можно более равномерно перемещайте его боек по поверхности металла. Частые углубленные точки создадут па метад'ле красивую бархатистую фактуру, которая будет контрастировать с гладкой поверхностью рельефа. Закопчнв канфарение. снимите рельефную пластину со смоляной основы, отпилите, отбелите и высушите.

В домашних условиях чеканку можно выполпять пе только на плоском листе, по и па объемных формах, например на топких стенка v металлической посуды (рис. .'!). Подыщите подходящий металлический сосуд, например, алюминиевую или медную флягу, коробку из-под чая, крышку.

Рис. 3. Чеканка рельефа на цилиндрическом сосуде

Отожгите сосуд на огне и нанесите на его стенкп коДтуриый рисунок, зафиксировав его прозрачным лаком. Если согласно замыслу рельеф должен иметь участки, выступающие над поверхностью сосуда, то их выколачивают с помощью чекаиа-тре-щоткн (рпс. 4). Затем в сосуд заливают смолу и наклеивают тта нее бумажный кружок: чтобы не пачкаТь руки во время работы. При насмолке больших сосудов с широким горлышком смолу можно сэкономить. Не наносят толстым слоем па стенкп. затем вставляют подходящую но размерам деревянную болванку. Если фляга или какой-либо другой металлический сосуд имеет

узкое горлышко, его вместо смолы можно заполнить мелкопросе-янным речным песком. Заполнив флягу песком, через воронку вливают воду до тех пор, пока он не перестанет ее впитывать. Наполнив сосуд, удаляют излишки воды. Утрамбовывают круглой палкой добавленный песок и закрывают горлышко пробкой.

Чеканку па объемном изделии удобно выполнять па специальной подставке, представляющей собой кряж с клиновидным вырезом, в который вложен мешок с речным песком.

Уложив сосуд па подставку с мотком, чекапом-расходпиком углубите контуры рисунка. Следующий этап •— опускание фона. Так же, как п при чеканке плоского листа, эту операцию выполняют чекапом-лощатинком. Когда фон па всех участках будет опущен, следует еще раз пройтись по контурам чекапом-расходником, чтобы выступающие^ элементы рельефа имели четкую гра-

Р и с. 4. Чекан-трещотка и приемы обработки стенок сосуда изнури

ницу с фоном. Затем проработайте мелкие детали па выступающих элементах рельефа. В заключение обработайте фон канфарником, после чего можете освобождать сосуд от несла уш смолы. Песок легко высыпается, если из него выпарить влагу, смолу aw расилавляют п выливают из сосуда. Чтобы удалить остатки смолы и лака, сосуды отжигают, а затем отбеливают.

1'ельеф станет более выразительным н зримым, если чеканку декорировать одним из способов, о котором рассказано в разделе «Декоративная отделка металла». Если .медное изделие небольшое, его опускают в раствор п выдерживают до тех нор, пока' не бу

дет получена нужная тональность окраски. На крупные рельефы патинирующий раствор наносят кистью или тряпичным тампоном, укрепленным па деревянной ручке. Покрытое патиной изделие промойте чистой водой. Затем протрите выпуЧ&гые участки рельефа мокрой тряпочкой с пемзовым или кирпичным порошком, просеянным через мелкое сито. Обрабатывайте выпуклые места 7(0 тех пор, пока па них не появится характерный металлический блеск'. Снова промойте рельеф водой и высушите па открытом воздухе при комнатной температуре или протрите сухими кревесными опилками, которые почти мгновенно вбирают в себя влагу, оставшуюся па металле. Просушенный рельеф протрите машинным или льняным маслом, которое пе только усиливает металлический блеск, по н надежно закрепляет натнпу на металле.

Обычно декоративная отделка чеканной посуды па этом заканчивается. А декоративные рельефы, выполненные па пластннАх металла, еще нужно укрешпь на основании. Выразительно смотрятся они па фоне древесины с ярко выраженной текстурой, предварительно очожженьои. окрашенной морилкой.

БАСМА

Тонкие листы металлической фольги с печатным рстьефным узором, а также технику их изготовления издревле называют в декоративно-прикладном искусстве коротким словом — басма. В Древнюю 1'усь басма пришла из Средней Азии н н переводе г Тюркских языков означает «тиснение». Ее техника отличаемся простотой н ге.\пологи-;иостью приемов исполнении. Суть :ix заключалась в том. что топкие металлические листы клали на отлитую заранее пз бронзы матрицу с рельефным изображением. Сверху лист накрывали свинцовой пластинкой, по которой с си