Сделай Сам (Знание) 1989-05, страница 2

Сделай Сам (Знание) 1989-05, страница 2

ЧЕКАНКА, БАСМА, НАСЕЧКА...

Г. Я. Федотов

С древнейших времен из листового металла, обладавшего высокой пластичностью, мастера изготавливали боевые доспехи, посуду и различные декоративные украшения. Особенно разнообразной была кухонная и столовая утварь — котлы, братины, ковши, черпаки, блюда, кувшины, вазы, чайницы н многое другое. Мастера не только стремились сработать добротную и удобную посуду, по п старались сделать ее эстетически привлекательной. Среди различных приемов декоративной отделки посуды значительное место занимала чеканка, с помощью которой на поверхности изделий создавались орнаментальные и сюжетные рельефы. Древние мастера знали множество приемов чеканки, позволяющих создавать как низкий, так ц высокий рельеф. При отделке чеканного рельефа они умело сочетали гладкие блестящие элементы узора или сюжетного изображения с матовым «канфаренным» фоном, гравировкой, чернью п золотой наводкой.

Во многих музеях нашей страны хранятся прекрасные образцы изделий с чекапнымп рельефами, выполненными на высоком профессиональном уровне мастерами разных поколений. Вам не раз приходилось их видеть не только в музеях, но п на репродукциях в книгах и альбомах по искусству. Но мало кому известно, что приемы чеканки хорошо знал и умело примепял великий русский учепый М. В. Ломоносов. Среди экспонатов Исторического музея в Москве находится куб для перегонки нефти, под который ученый приспособил одну пз красномедпых четвертин, выпускавшихся в XVII—XVIII веках на заводах Урала. М. В. Ломоносов впаял в крышку пароотводную трубку и собственноручно украсил поверхность четвертины чеканным орнаментом.

Пришедшая пз глубокой древности техника чеканки хорошо применяется современными мастерами при создании декоративных панно и посуды, служащих украшением интерьера, а также различных ювелирных украгае-2 ний.

Рельеф на листовом металле формируют с помощью спецпаль-пых инструментов — чеканов и выколоточных молотков, большинство из которых мастера изготавливают сами. Постепенно, у чекагацика накапливается несколько десятков чеканов самых различных форм и размеров. Но несмотря на большое разнообразие, чеканы в зависимости от формы бойка н назначения можно разделить на семь основных видов: расходпики, лощатпики, бобошшши, луроппшки, канфар-ники, зерпилышкп — «трубочки» ц пуансоны (рис. 1).

Р а с х о л п и к напомипает зу-бильце или отвертку с притуплённым концом. На металле он оставляет след в виде узкого желобка. Именно с пего и начинается непосредственная работа над рельефом. Расходником углубляют контуры рисунка, нанесенного па металл.

У лощатника почти плоский боек пли «бой» в виде квадрата или прямоугольника с закругленными углами. Лощатни-ками осаживают (опускают) фон.

По названию чекана-бо-б о ш н и к а петрудно догадаться, что его боевая часть напоминает форму боба. Бобошником выколачивают в зависимости от необходимости углубленпый или выпуклый рельеф.

У п у р о ш н и к о в боек имеет форму шара. Применяют его в тех случаях, когда на рельефе необходимо получить сферические углубления или выпуклости.

К а п ф а р II п к напоминает топкий пробойник. Только конец его не острый, а скругленный. Он не пробивает металл, а делает на нем мелкие сферические вмятины в виде точек. Канфарник служит для переведения рисунка с бумаги на металл, а также для нанесения на участки фона многочисленных точечных углублений, придающих фону матовую фактуру. Для отделки фона применяется также трубочка в виде стержня со сферическим углублением в боевой части. На металле она оставляет след в виде полусферического бугорка. Фон, обработанный трубочкой, имеет зернистую фактуру.

Пуансон — это металличе

ский стержень, па бойке которого выточен рельеф в виде звездочки, ступенчатой пирамидки, треугольника, лепестка и т. п. С помощью пуансона на металл наносят простейшие узорные бордюры, в которых в определенной последовательности сочетаются одинаковые элементы.

Металлический выколоточ-н ы й молоток имеет с одной стороны широкий, плоский (круглый, квадратный) боек, а с другой стороны — шаровидный. Плоским бойком при работе ударяют по ударной части чекана, а

Рис. 1. Разновидности чеквков и следы, оставляемые ими на металле: 1 — общий вид чекана (а — боек; б — средняя часть; в — ударная часть); 2 — расходники; 3 — лощат-ники; 4 — бобошники; 5 — пурош-ники; 6 — канфарник, пуансон и трубочка; 7 — выколоточный молоток, металлическая пластинка-заготовка и ящик со смолой